МААМ-картинки

Тренинговое занятие по формированию различных компонентов психологической готовности к школе «Путешествие за золотым сердцем»

Юлия Кулешова
Тренинговое занятие по формированию различных компонентов психологической готовности к школе «Путешествие за золотым сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка тренингового занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию различных компонентов психологической готовности к школе «Путешествие за золотым сердцем»

Целевая аудитория: дети старшей и подготовительной групп.

Количество человек: 8–10.

Продолжительность: 40 мин.

Публикация «Тренинговое занятие по формированию различных компонентов психологической готовности к школе „Путешествие за золотым сердцем“» размещена в разделах

Цели занятия : формировать коммуникативное взаимодействие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; оптимизировать взаимоотношения в сфере «ребенок - ребенок»; гармонизировать самооценку воспитанников, развивать их социально-коммуникативные умения и навыки статус.

Задачи:

1) формировать взаимопонимание, чувство эмпатии;

2) развивать умение слушать окружающих, уважать друг друга;

3) содействовать групповому взаимодействию, развивать умение работать в группе, паре;

4) закрепить знания об эмоциях и способах их выражения;

5) развивать речь, креативное мышление, творческие способности;

6) мотивировать к осмыслению таких понятий, как «золотое сердце», «большое сердце», «золотые руки»;

7) закрепить знания о доброте, вежливости, трудолюбии, чуткости, человечности.

В ходе занятия дети учатся :

раскрывать и осознавать свой личный опыт;

проявлять инициативу и самостоятельность;

устанавливать элементарные причинно-следственные связи, наблюдать и рассуждать;

образно и логически мыслить;

активно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности;

проявлять любознательность.

Рекомендации по организации пространства:

зона 1 - стульчики по кругу для беседы;

зона 2 - ковровое покрытие (для релаксации);

зона 3 («сказочный лес») - столы для рисования;

зона 4 (для танца) - музыкальные инструменты.

Желательно использовать сказочные атрибуты, стрелки-указатели, чтобы создать атмосферу сказки, волшебства, необычного путешествия.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Подари тепло своего сердца»

Дети под песню «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот» заходят в зал, садятся в кружок на стулья.

Воспитатель: Ребята, положите руки на сердце, закройте глаза. Представьте, что мы кладем все тепло, радость, дружбу, любовь и хорошее настроение в свои ладошки. А теперь откройте глаза и подарите друг другу наши бесценные подарки. (Под спокойную мелодию дети от груди раскрывают руки друг другу.) Всем, всем — здравствуйте! (Произносят хором.)

Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие! Но оно будет не простым. Нам придется пройти сказочные испытания, чтобы найти «золотое сердце». Фея Сказки подарила мне волшебную кисточку. Сейчас я дотронусь до каждого из вас этой кисточкой, и мы окажемся в сказке! (Воспитатель просит детей закрыть глаза, дотрагивается кисточкой до головы каждого ребенка и предлагает войти в сказку.) Итак, на счет раз-два-три — двери в сказку отвори!

2. Беседа о доброте, добром человеке

Цели: закрепить знания детей о доброте и добрых людях; учить понимать, что входит в понятия «добрый», «отзывчивый», «душевный», «золотое сердце», «большое сердце», «золотые руки».

Примечание. Для упражнения необходимо подготовить различные сюжетные картинки по теме беседы.

Вопросы для беседы:

Опишите, что происходит на картинке?

Что значит «золотое», «большое» сердце?

Кого называют человеком с большим, золотым сердцем?

Какие хорошие поступки вы совершаете каждый день?

Что значит «золотые руки»? Про кого говорят — «у него золотые руки»?

Можно ли вас назвать трудолюбивыми?

Почему считается, если человек не ходит на работу, то это плохо?

3. Встреча с Бабой-ягой

Из-за ширмы выскакивает Баба-яга (воспитатель другой группы).

Баба-яга: Здравствуйте, мои касатики! Не ждали? А вот она я! И что это мы тут делаем? Неужто пожаловали к нам в Сказочную Страну? Добрые дела свои промышлять? Живо признавайтесь!

Воспитатель: Баба-яга, ты чего это разбушевалась? Где твое лесное гостеприимство? Мы с ребятами идем за «золотым сердцем». Может быть, подскажешь, с чего начать нелегкий путь к нему?

Баба-яга: А вот покажете мне, что вы умеете, тогда подскажу, как дорогу найти к «золотому сердцу». Отгадайте загадку:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кто написал эту сказку?. Правильно! Вот и отправляйтесь по неведомым дорожкам в волшебный лес, там вас ждет следующая подсказка.

4. Упражнение «Распознай эмоцию — расколдуй героя»

Воспитанники становятся в паровозик и под музыку идут к «волшебному лесу», где на столах лежат картинки с эмоциями.

Воспитатель: Ребята, Баба-яга заколдовала зверушек. Чтобы их расколдовать, нужно взять карандаш и провести путь от заколдованной зверушки к ребенку, на которого она похожа, с которым у нее одно настроение. Если нам удастся выполнить задание, нам откроется волшебный сундучок, в котором мы найдем следующую подсказку. Приступаем.

Примерные вопросы для обсуждения:

На кого похожа девочка на картинке? Как вы поняли? Чем они похожи?

Какое настроение у мальчика? О чем говорит такое выражение лица? (Воспитатель предлагает детям скопировать выражение лица мальчика и ответить на вопрос «Какая эмоция отразилась на лице?».)

На кого он похож? И т. д.

Воспитатель: Молодцы, справились! Давайте посмотрим, откроется ли волшебный сундучок… раз-два-три, дверцу отвори (произносят все вместе). Смотрите — открылся! Что же здесь написано? (Воспитатель достает из сундучка записку.) Следующая наша остановка — на музыкальной полянке.

Материал к упражнению «Распознай эмоцию — расколдуй героя»

5. Игра «Слепой танец»

Цели: учить доверять другому, отвечать за партнера, понимать его пожелания во время выполнения совместных действий; формировать навыки невербального общения; способствовать положительной групповой динамике.

Инструкция. Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает им станцевать танец, но танец не простой — у одного из партнеров глаза будут завязаны (в ходе игры дети меняются ролями).

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, когда танцевали?

Кому больше понравилось быть ведущим?

Кому понравилось танцевать с повязкой на глазах?

Чему вас научила эта игра? А как вы думаете, чему научила нас эта игра?

6. Игровое упражнение «Добрые превращения»

Воспитатель: Баба-яга придумала для нас с вами еще одно задание — превратить ее из злой в добрую! Вы знаете, что добрые, хорошие слова помогают отрицательным сказочным героям превратиться в хороших? Хотите знать — как? Например, как можно ласково назвать Бабу-ягу?. (Бабушка-ягуля, Бабуленька-ягуленька.) Подумайте и скажите, а какие добрые дела может сделать Бабуленька-ягуленька?. А как от ее поступков котище может превратиться в кота, а потом и в котика?.

Давайте попробуем поколдовать и с другими словами:

домище… (дом домик);

большое дерево, а маленькое… (деревце);

солнце желтое, а солнышко… (желтенькое);

красивый цветок, а красивенький… (цветочек).

Примечание. Баба-яга, услышав, как дети превращают ее в добрую, выходит из своей избушки, принарядившись и став милее.

Воспитатель: Бабуля-ягуля, что это с тобой произошло? Ты как будто на сто лет стала моложе!

Баба-яга: Да вот услышала я дивные слова, и на душе как-то стало светлее! Подобрела я!

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Бабушке-яге, какие мы знаем вежливые слова — поиграем в азбуку вежливых слов! А ты, Бабуля-ягуля, посиди послушай да поучись!

7. Игра «Азбука красивых слов»

Для игры необходимо подготовить «сказочный» алфавит — с красивым, необычным начертанием букв.

Инструкция. Воспитатель предлагает детям на каждую букву алфавита (кроме й, ъ, ь) назвать вежливые (добрые, красивые) слова. Рекомендуется не объяснять детям, что значит «добрые», «красивые» слова.

Далее воспитатель просит назвать на каждую (по возможности) букву добрые дела, поступки, которые дети совершают каждый день.

Баба-яга: Ай-да молодцы, ребята! Порадовали Бабушку-ягу! По-моему, с каждым вашим добрым словом, с каждым вашим добрым делом я все молодею и молодею. Если и дальше так пойдет наше путешествие, я скоро превращусь в молодую девушку!

8. Пальчиковая игра «Пирожки»

Цели: развить мелкую моторику, снять мышечное напряжение.

Инструкция. Воспитатель предлагает детям и Бабе-яге испечь пирожки, отдохнуть и перекусить. Участники повторяют за воспитателем последовательность действий:

просеиваем муку (ладошками);

разбиваем яйца (о ребро ладони);

солим правой ручкой, сластим левой ручкой;

мнем тесто, отбиваем кулаками;

берем скалку — раскатываем;

формируем пирожки;

делаем гребешки (каждый пальчик по очереди соединяется с большим);

укладываем на противень, ставим в духовку;

нюхаем (вдох-выдох);

достаем пирожки, снимаем с противня;

угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам, вам…»;

жуем, гладим животики;

вытираем пот со лба.

Баба-яга уходит в свою избушку.

9. Упражнение «Покажи настроение»

На этом этапе воспитатель проводит рефлексию настроения детей (устали — не устали, как себя чувствуют и т. п., закрепляет с ними понимание эмоций, делает акцент на добрых эмоциях.

Инструкция. Дети получают раздаточный материал. Задачи: 1) показать животных, чье настроение им нравится; 2) зачеркнуть животных, которые стали злыми; 3) ответить на вопрос: «На чье настроение сейчас похоже ваше?».

Материал к упражнению «Покажи настроение»

10. Упражнение «Сочини сказку»

Инструкция. Воспитатель предлагает детям, используя раздаточный материал 2, сочинить сказку о двух зверушках, у которых были волшебные мешочки добрых и злых дел. Дети сочиняют сказку по кругу.

11. Минутка психогимнастики

Цели: стабилизировать психические процессы, снять напряжение («выпустить пар», в игровой форме закрепить позитивную эмоцию, стимулировать творческое самовыражение, развить креативное мышление.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в ходе которой надо превратить злую Бабу-ягу в добрую и ласковую.

Воспитатель: Давайте покажем злую Бабу-ягу — как она кричит («У-у-у!», топает ногами, клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает…

Давайте ее подразним: Баба-яга, костяная нога,

Печку топила, кашу варила.

Вам нравится такая Баба-яга?. А сейчас давайте превратим ее в добрую, ласковую. (Дети выполняют задание, используя мимику и пантомимику.)

Рефлексия упражнения. Воспитатель знакомит детей с народной мудростью «Добро век не забудется», просит объяснить, как они понимают эту фразу. Далее проводит беседу о доброте, улыбке, хороших поступках. Основная идея упражнения, которую воспитателю необходимо донести до детей: злым быть некрасиво — ни в прямом, ни в переносном смысле. Доброе ласковое выражение лица, веселое поведение человека всегда красиво. Именно с таким хотят дружить, а не со злюкой с нахмуренными бровями и злыми глазами.

12. Психоэмоциональный этюд «У моря»

Воспитатель: Наконец-то, ребята, мы сняли чары с заколдованных героев, разгадали все загадки Бабушки-яги, превратили ее в добрую и милую. Пора нам возвращаться в наш детский сад. Сейчас мы отправимся на море, а оттуда обратно домой.

(Дети располагаются на ковровом покрытии, закрывают глаза.)

Представьте, что мы с вами лежим на теплом морском песочке, солнышко греет наши ручки, ножки, спинку. Светит нам своими лучиками на носик. Морские волны омывают наши ножки, мы расслабляемся и отдыхаем. Вдруг вдали появляется корабль с алыми парусами и плывет в нашу сторону. Мы поднимаемся на борт этого красивого корабля и сквозь время, под шум морского прибоя возвращаемся в наш детский сад. На счет раз-два-три открываем глазки и возвращаемся в садик. Раз… два… три…

13. Рефлексия. На этом этапе воспитатель просить детей ответить на вопросы:

Что вы чувствовали во время предыдущего упражнения?

Что интересного и полезного из нашего путешествия возьмете домой?

Воспитатель: Ребята, мы проделали такой путь не зря! А для того, чтобы понять — добро живет в сердце каждого из нас! Поэтому я хочу вам вручить подарки и дать каждому из вас частичку доброты, которой вы потом сможете поделиться со своими мамами, папами, бабушками, дедушками, сестрами, братьями и многими другими людьми.

(Воспитатель вручает каждому ребенку сердечко. Самое большое сердце вместе с детьми отдает Бабе-яге.)

14. Ритуал прощания

Дети строят из кулачков башенку, ставя их один на другой. Со словами «Всем, всем — до свидания»! Башенка «рассыпается».

Публикации по теме:

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Результаты диагностики уровня психологической готовности к школе воспитанников ДОУ Психологическая готовность к школе (результаты диагностики воспитанников дошкольного учреждения МБОУ «СОШ №11») апрель 2019 года В ДИАГНОСТИКИ.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие за золотым ключиком» МАДОУ ДС №14 «Умка» г. Мегион ХМАО – ЮГРА Конспект занятия по автоматизации звука [ Р ] "Путешествие за золотым ключиком". Подготовил.

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет «Лесная школа» Цель: формирование у детей психологической готовности к школе Задачи: - повышать у детей уверенность в себе; - учить быть.

Кратко о психологической готовности к школе раздаточный материал для родителей Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются.

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию школьной готовности А в эту страну не идут, не идут поезда, нас мамы впервые за ручку приводят сюда… Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Презентация «Формирование логического мышления дошкольников, как компонента психологической готовности к школе.» «Быть готовым к школе -не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л. А.

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» Цель:.

Семинар с элементами тренинга «Формирование психологической готовности ребенка к школе» Методическая разработка семинара с элементами тренинга для детей и родителей подготовительной к школе группе на тему: «Формирование психологической.

Тренинговое занятие для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания Тема: «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности» Цель: познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие по формированию различных компонентов психологической готовности к школе «Путешествие за золотым сердцем»
Опубликовано: 27 августа 2019 в 20:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие по формированию различных компонентов психологической готовности к школе «Путешествие за золотым сердцем»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кулешова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД