Елена Попкова
«Путешествие в зимний лес». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе : «ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять знания детей об образе жизни животных и птиц в зимнее время, через игровые обучающие ситуации.
2. Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.
3. Формировать представления о значении птиц для окружающей природы.
Публикация «„Путешествие в зимний лес“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
4. Продолжать учить детей грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.
Развивающие:
1Развивать познавательный интерес к миру природы.
2. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.
3. Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родной природе, стремление к сохранению разнообразия окружающего мира, заботливое отношение к лесным животным, желание оказывать помощь при необходимости.
2. Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: Материал: презентация фото зимнего леса «Зимующие птицы», «Животные в зимнем лесу», аудиозапись «Шум леса», «Звуки птиц в лесу», бытовые отходы (фантики от конфет, коробки от молока, бутылочки от сока, одноразовые стаканы, тарелки). Гуашь красная, карандаши, шаблоны веточек рябины, рисунок дерева рябины, шаблоны зимующих птиц.
Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов о зиме, зимних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулах, путешествие, дид. игры.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Как хорошо на свете жить! (руки в стороны вверх)
Как хорошо уметь дружить! (соединить в приветствии)
Как хорошо, что есть друзья! (беремся за руки и раскачиваем их)
Как хорошо, что есть и я! (прижать к себе)
2. Вводная часть
Ребята, подскажите, кто знает какое сейчас время года?
- Зима.
Скажите, а как Вы узнали?
Почему так решили?
( Признаки зимы: день стал короче; деревья без листьев; солнышко светит, но не греет; птицы улетели в теплые края; выпал снег; стало холодно; люди одели теплую одежду; погода чаще пасмурная, чем
солнечная; животные поменяли шубки и некоторые легли в спячку.) - Как люди встречают зиму?
( Одевают теплую одежду: шубы, пальто, сапоги, шапки, варежки)
- Чем зима отличается от других времён года? (Идет снег, холодно)
- Что происходит с водоёмами? (Они замерзают, покрываются льдом)
- Что происходит с растениями? (Они как бы засыпают)
- Как ведут себя птицы? (Они перебираются ближе к жилью людей)
-А как ведут себя животные в зимнем лесу? (Укрываются в норках, дуплах, меняют шубку)
«Природа дает человеку все необходимое для его жизни –пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Каждый из вас должен уметь себя вести в природе и помнить о правилах поведения, напоминать тем, кто забывает.
1. Можно ли шуметь в лесу? Почему?
Ответы детей: Нельзя, можно распугать всех птиц и зверей.
2. Можно ли ломать ветки у деревьев? Почему?
Ответы детей: Нельзя, дерево может погибнуть.
3. Можно ли разводить костёр в лесу?
Ответы детей: Если развел костёр, то потом затуши.
4. Можно ли оставлять мусор на полянках после себя?
Ответы детей: Загрязнять лес нельзя
Молодцы ребята, верно ответили.
Воспитатель: А сейчас послушайте, о каких правилах поведения Наталья Рыжова написала в своем стихотворении.
1-й ребенок Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай.
2-й ребенок Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
3-й ребенок Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать.
4-й ребенок Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
5-й ребенок Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
6-й ребенок Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин-дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
Воспитатель. Я предлагаю вам совершить путешествие по зимнему лесу. Вы готовы отправиться со мной? Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в зимнем лесу очутись!
Слайд
На экране появляется картинка зимнего леса, слышится шум ветра в лесу.
Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтобы ясной любовью
Наполнилось сердце. Н. Рыленков
Воспитатель: Вот мы и на месте. Посмотрите, как красиво в зимнем
лесу.
Ребята, посмотрите, сорока на хвосте принесла нам весточку-письмо.
Давайте
посмотрим, что в нём.
Письмо!
«Дорогие гости!
Перед вами зимний лес.
Много он таит чудес!
Здесь, ребята, не шумите
И негромко говорите.»
Чтобы вам было интересно, мы приготовили для вас задания, которые лежат в этом конверте.
1. Задание
Чтобы дальше вам шагать,
Загадки надо отгадать
Слайд
1. Летом серый, зимой белый (заяц)
Ребята, а почему заяц белую шубку надел?
А где зимой прячется зайка? (под кустом)
Чем питается заяц? (корой деревьев)
2. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Чем питается волк? (ловит больных зайцев)
3. Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, как зовут его (медведь)
Где спит медведь?
А что любит медведь есть? (малину, мед, рыбку)
А какие животные еще зиму проводят в берлоге?
(ежик, бурундучок, крот, мышка, в сильные морозы, то же, засыпает, летучая мышь, лягушка, суслик).
4. Всех зверей она хитрей, шубка тёплая на ней.
Пышный хвост-ее краса, а зовёт её(лиса).
А какая лиса? (хитрая, рыжая, красивая, плутовка)
А что любит кушать лиса? (кур, рыбку, зайчат, мышей)
5. Кто с высоких толстых сосен, в ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк? (белка)
Трудно белке зимовать
Воспитатель: Какие припасы себе готовит на зиму белочка? (Орешки, грибы, яблоки).
Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).
Воспитатель. Вы догадались, кто это оставил нам этот конверт? ( Дети: дикие животные)
2. Задание от белки. «Угадай чей хвост?»
3. Задание от медведя “Узнай животное по следу”
«Кто оставил этот след? Ну-ка, дай скорей ответ.»
Посмотрите, какие у Медведя большие следы. Они немножко похожи на следы человека, только у медведя длинные,
Воспитатель: Чьи же еще следы остались на снегу?
Посмотрите, у лисы следы похожи на цветок.
Воспитатель:
Пойдем, посмотрим, чей же следующий след.
Посмотрите, у зайца следы, похожие на овал. Большие – это задние лапы, а поменьше – передние.
4. Задание от волка. «Кто зимой холодной ходит, злой, голодный? Игра «Кто что любит»
Воспитатель. Зима - трудное время для животных. Им становится сложно добывать себе пищу. Давайте угостим гостеприимных обитателей леса.
Слайд. Игра «Маски». Динамическая пауза.
На ребенка надевается маска животного. Он ее не видит.
Остальные имитируют животное. Ребенок должен отгадать его.
Отправляемся дальше в наше путешествие
«В гостях у пернатых»
Зима много принесла птицам хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края.
Слайд
Как мы их называем? (Перелётные). Ребята, назовите, каких птиц вы знаете, которые улетели в тёплые края. Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Какие это птицы? (Лебедь, кукушка, соловей, журавль, ласточка, цапля, скворец).
Слайд
Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие). Слышите, что-то хрустнуло (Звучит хруст снега). Это зимующие птички прилетели на нашу зимнюю полянку. А какие птички прилетели, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону
Громко каркая?
(Ворона)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристели)
(Дети отгадывают загадки, а в это время воспитатель вешает картинки птичек на дерево)
Воспитатель: Ребята, а почему эти птички не улетают в теплые края? (они не боятся холода). А что самое страшное для птичек холод или голод? (голод). А что еще вы знаете о жизни птичек зимой? (Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу). Ребята, а как мы с вами можем помочь птичкам? (повесить кормушку, и насыпать корм – семечки, крошки хлеба, ягоды рябины, пшено и др.).
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы)
(детям даются карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, надо поместить их на разные деревья).
Кейс-проблемная ситуация.
Если исчезнут все птицы, что произойдет?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, обитатели водоемов, птицы).
Представим, что птицы исчезли. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов. Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоемы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
Что станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
4 – слайд. Пустыня.
Воспитатель весте с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Динамическая пауза. Ребята молодцы все знаете о лесных жителях. Смотрите здесь кто-то до нас был, намусорили и не убрали. Давайте очистим с вами лес, поиграем в игру «Кто быстрее уберет мусор» (игра проводится с двумя командами)
Ребята, наша прогулка подходит к концу. На прощанье мы оставим небольшой подарок для птиц-рябину. В лесу есть дерево, но оно не весёлое. Давайте с помощью гроздей рябинок, которые мы изготовим, украсим его и оживим. Дети рисуют гроздья рябины при помощи гуаши карандаша. (как будто карандаш оставляет свои следы в виде круглых ягод)
Затем дети украшают дерево гроздьями, а воспитатель приносит и садит птиц на дерево. (звучит аудиозапись «Звуки птиц в лесу»)
Воспитатель: Ребята, к нам на рябину прилетели гости, поклевать наши ягоды, они нас благодарят за вкусное угощение. Ну а нам пора возвращаться в д/с.
Воспитатель. Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в детском саду очутись!
Рефлексия
Где мы с вами побывали? (в лесу). Кого вы там встретили? (диких животных). Что интересного вы увидели в лесу? (следы животных). Что произошло в лесу). Чем вы помогли лесу и его обитателям?