Жанна Сергеевна Ромашко
Конспект занятия «Путешествие в страну мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать освоению детьми специфики северного прикладного искусства.
Задачи:
1. Обеспечить понимание детьми основных элементов мезенской росписи и истории их возникновения.
2. Создать условия для формирования у детей умения рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти.
3. Содействовать обогащению словаря детей (Палащелье, мезенская, элементы, спираль, штрихи, крест).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
4. Способствовать развитию у детей художественного вкуса, умения видеть красоту и своеобразие в изделиях народных мастеров, интереса к декоративному рисованию по мотивам мезенской росписи.
Форма: занятие проводится с подгруппой детей 10-12 человек.
План занятия :
I. Вводная часть (сюрпризный момент – воспитатель приглашает детей совершить путешествие по карте, ….минут.
II. Основная часть ( актуализация и накопление знаний по теме: беседа с детьми, ознакомление детей с элементами мезенской росписи,
вопросы к детям, художественное слово, игровая и изобразительная деятельность, …минут.
III. Заключительная часть (составление общего панно из элементов узора, выполненных детьми, подведение итогов, …минут.
Вопросы и задания:
1. Беседа о деревне Палащелье, её жителях.
2. Рассматривание изображений изделий палащельских мастеров.
3. Исполнение песни «Мы живем на севере».
4. Игра «Назови стихию».
5. Подвижная игра «Четыре стихии».
6. Стихотворение Светланы Ледковой «Мезенской роспись зовется».
7. Игра «Назови элемент».
8. Практическое задание, рисование.
9. Игра «Составь узор».
Ход.
Дети заходят в гостиную, встают полукругом, Перед ними – экран мультимедийного проектора, на экране - изображение карты
Архангельской области.
Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, стране мастеров. Мы отправимся с вами в далекую северную деревню Лешуконского района Архангельской области (на карту прикрепляется стрелка, соединяющая Архангельск и Палащелье).
Эта деревня называется Палащелье (попеременно выставляются фотографии деревни, и стоит она на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире. Хотите узнать, чем они прославились? (дети высказывают свое мнение).
Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.
Посмотрите, какие красивые изделия у палащельских мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы.
Но не только трудились палащельцы, но и отдыхали, пели песни, водили хороводы, играли. А давайте посмотрим, какой это необыкновенно красивый край! (На экране появляются фотографии зимнего пейзажа и северных ягод). Так воспевали поэты свой любимый край:
Мы живем на севере, край у нас суровый,
Здесь морозы лютые и пурга.
Все пути дороги заметают белые холодные снега.
Но когда здесь солнышко бывает,
Не темнеют ночи не на час.
На полянах, на болотах поспевают
Северные ягоды у нас.
И морошка, и брусника, клюква и голубика,
Ежевика, земляника и рябина.
И конечно ягода, сладкая ягода
Ягода малина, ягода малина. (дети садятся на стулья)
Воспитатель: давайте еще раз рассмотрим изделия. Скажите, какие элементы используют мастера в своей работе? ( ответы детей: прямые и волнистые линии, треугольники, квадраты, ромбы). Воспитатель: с давних времен, с возникновения промысла, в работах палащельских мастеров сохранились глубокие древние традиции, большое место среди них занимают знаки четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня.
Древние люди очень боялись воды (изображение воды и элементов узора – прямой и волнистой линии, которая несла много бед – наводнения, ливни. Они всегда старались защитить себя от ее разрушительной силы, изображали ее на всех своих изделиях; но вода – это не только зло, но и необходимость для всего живого. Какие знаки обозначают воду? (ответы детей).
Воспитатель: следующая стихия – воздух, его движение; для этого рисовали спиральки, множество штрихов (дети рассматривают картинки).
Воспитатель: земля кормила народ, одаривала своим урожаем, знак плодородия земли был на всех работах. Найдите знаки земли (дети находят квадраты, ромбы, прямые линии, растения).
Воспитатель: четвертая стихия – огонь. Скажите, почему люди боялись огня? (ответы детей). Древние люди думали, что огонь – живое существо, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается, и что огонь – это земное воплощение солнца. Солнце изображали на всех работах. Попробуйте найти знаки огня и солнца (дети находят кресты).
(Воспитатель показывает карточки с элементами стихий).
Воспитатель: запомнили знаки? Тогда давайте поиграем в игру «Четыре стихии», я буду показывать знаки разных стихий, а вы, будете её отгадывать и показывать: если на карточке изображен знак огня, солнца – поднимите руки вверх, земли – нужно сесть, воздуха – покружиться, воды – сделать волнистые движения руками.
Воспитатель: ребята, у палащельской росписи есть и другое название, благодаря которому она известна, дано оно по названию реки Мезень, на которой стоит деревня – это мезенская роспись. Послушайте, какое стихотворение написала Светлана Ледкова. (внимание детей направлено на изделия северных мастеров)
Воспитатель:
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Оленей, коней, мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса,
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
А вы знаете, кто занимался мезенской росписью? (дети рассматривают фотографии мастеров за работой, красную глину и сажу, отвечают)
Воспитатель: Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные.
Вспомните, какие цвета используют в своей работе северные мастера? (ответы детей).
Воспитатель: да, вы правы, в работах мастеров всего 2 цвета – красный и черный, так как их легче всего было найти в деревне. Красный – это глина, а черный – сажа, смешанные со смолой лиственницы и разогретые в печи.
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам стать мастерами и нарисовать узоры.
Подойдите к столам и рассмотрите полоски, они у всех разные, нарисуйте такие же, обратите внимание, что рисовать надо концом кисти, чтобы линии получались тонкими (дети выполняют задание).
Воспитатель: а я через несколько минут подойду к каждому из вас, и вы мне расскажете, какой элемент узора рисуете, и к какой стихии он относится.
Воспитатель: сейчас мы с вами составим узоры из ваших элементов. Я буду рассказывать, а вы подбирать элемент узора (играют в игру «Составь узор»).
Воспитатель: изображение мезенских мастеров всегда делится на 3 части – небесную, наземную и подземную. Элементы узора, отображающие разные стихии могут быть одинаковыми, но в зависимости от того, в каком месте работы они располагаются, такое значение и имеют (выкладываем элементы узора – в определенном порядке сверху вниз, сначала знаки небесные, затем земные и подземные). Вот что у нас получилось. (в центре первого листа крепится плоска с изображением оленя)
Воспитатель: олень – символ дождя. Кто из вас рисовал знаки воды?
В пасмурный, дождливый, ветреный день, между деревьями, по сырой земле, покрытой травой, бежит олень. (в центре второго листа крепится полоска с изображением коня) Конь – символ солнца. В солнечный, ветреный день, по вспаханному и согретому солнцем полю бежит конь.
Посмотрите, какие узоры у нас получились. Как у настоящих мастеров!
Роспись волшебную эту
Можно как книгу читать.
В стройных её силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Дети! Вот и подошло к концу наше путешествие в далекую северную
деревню Палащелье. Какая знаменитая роспись там возникла? (ответы
детей).
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы: презентация к занятию MS PowerPoint; полоски с элементами мезенской росписи и белой бумаги, кисти беличьи № 4, салфетки - на каждого ребенка; гуашь красного и черного цвета; карточки с изображением знаков воды, огня, воздуха, земли.
Мезенская (Палащельская) роспись
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись – тип росписи домашней утвари – прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
Короб из бересты украшенный мезенской росписью
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором – звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный – сажа и красный – «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента.
Композиция мезенской росписи
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в начале ХХ в. по подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых – тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров : Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
Мезенская роспись писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой (тиской) которой наносили красную краску и пером тетерева или глухаря делали чёрную обводку.
Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
Лопасть палащельской прялки
На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бердо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд «уточек» и снова «бердо» в окружении «уточек». Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.
С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях.
Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.
Пример жанровой композиции
Знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Элементы мезенской росписи
В настоящее время мезенской росписью украшают различные сувениры, мебель, игрушки.
Матрешки Шкатулка
Конь-качалка Табурет
Ожидаемые результаты
В процессе работы дети в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов росписи, составления композиций на разных видах поверхности. Приобретают умения работать с кистью, гуашью. В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения.
Ребенок должен знать:
- исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России;
- основы композиции и цветоведения;
- о художественной ценности произведений народных мастеров.
- оборудования, материалы и инструменты для росписи;
- технологический процесс выполнения различных видов росписи по дереву и керамике;
- организацию рабочего места.
Должен уметь:
- организовать свое рабочее место;
- работать с первоисточниками и литературой;
- различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т. п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;
- выполнять элементарные приемы росписи;
- технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок;
- придумать и расписать в народных традициях изделие.
Программа составлена от простого к сложному, учитывая многообразную тематику для работы с различными видами росписи. Для получения наилучшего результата необходимо проведение таких занятий как занятие-игра, сказка, путешествие, экскурсии и т. д. Для получения наивысшего результата в работе педагогом разрабатываются методические пособия, в виде технологических карт, которые способствуют ускоренному пониманию учащимися темы. Для реализации программы необходимо иметь: ноутбук, мультимедийную установку, экран, краски, кисти бумагу и т. п.
Воспитатель: Ромашко Жанна Сергеевна