Светлана Князева
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 165»
Конспект образовательной деятельности
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Тема: «Путешествие в страну «Безопасность»
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Путешествие в страну „Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Подготовила :
воспитатель
Князева С.
г. Оренбург
2022
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность темы ОД для государства
Россия в начале XXI века живет в условиях все нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера. Увеличиваются масштабы потерь среди населения. Ежегодно в результате производственного и бытового травматизма, террористических актов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий страна теряет свыше 50 тысяч человек, более 250 тысяч получают увечья. Защита людей от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов, обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится ясно, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
1.2. Актуальность темы ОД для общества
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей. Безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Раньше безопасность жизнедеятельности в ДОУ включала в себя такие аспекты как: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современная жизнь показала необходимость внесения изменений в подходе к этой проблеме, и в нее вошли и такие понятия, как терроризм и экологическая катастрофа. Мы прекрасно понимаем что, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного обращения с предметами. Большинство дошкольников не знают как себя вести в той или иной ситуации. В свое время, родители уделяют мало времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес. Актуальность данной проблемы, определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ.
1.3. Актуальность темы ОД для ребенка
Дети и их здоровье – это самое ценное, что есть в нашей жизни. Безопасность детей превыше всего независимо от возраста и места их нахождения. Мы отдаём ребенка в садик – за его безопасность несет ответственность воспитатель, в школе – учитель, а во дворе и в квартире – родитель. Вопрос о безопасности жизнедеятельности детей возник еще в древности. Во все времена родители пытались защитить своих детей от диких зверей, природных явлений, чрезвычайных ситуаций и других возможных опасностей.
В современном мире условия жизни изменились, и соответственно поменялись критерии и требования к оценке безопасности жизнедеятельности детей. Опасность ожидает детей повсюду, на улице это машины, дома – электричество, острые и режущие предметы, забытые нами спички, лекарства или химические средства, на природе – укусы разных насекомых, а порой и животных. Даже люди могут быть источником опасности для наших детей.
Главная задача родителей, учителей, воспитателей объяснить детям элементарные правила безопасности, научить умению вести себя в экстремальных ситуациях, привить общепринятые правила поведения, чтобы они умели адекватно действовать в той или иной обстановке. Развивать у детей самостоятельность и ответственность. Когда ребенок будет знать и, главное, понимать все эти правила ему будет легче обеспечить свою безопасность при необходимости. Но в любом случае, безопасность жизнедеятельности детей целиком и полностью зависит от взрослых.
Ход образовательной деятельности
1. Введение в тему
Видеообращение инспектора «Мигалкина»
Воспитатель: Ребята в детский сад на электронную почту пришло срочное видеообращение. Давайте посмотрим его.
Здравствуйте дети, я инспектор «Мигалкин» получил срочное сообщение. В городе «Безопасность» происходят ужасные события. Мы попали в плен Помехе – Неумехе. В городе заляпаны все знаки дорожного движения, и там постоянно происходят аварии. Ваша задача помочь очистить знаки. Но это будет непросто, по дороге вас ожидают испытания, которые необходимо пройти. И за каждое выполненное задания будет восстановлен дорожный знак. А на помощь я вам отправляю волшебный транспорт «Знакоаэромобиль».Желаю удачи!
Раздаётся голос Помехи – Неумехи.
-Хи!Хи!Ха!Ха! Ничего не знаю! Ничего не умею! И вам помешаю! Ничего у вас не получится! (аудиозапись)
Воспитатель: Ну что поможем?
Дети: Да поможем!
2. Мотивация детской деятельности
Воспитатель: Ребята, вот от инспектора «Мигалкина» мы получили волшебный транспорт «Знакоаэромобиль». Управлять нашим транспортом будет Рома. Но прежде чем взлетать, произнесем волшебные слова:
Полетим мы в город «Безопасность»
Ведь жителям его грозит опасность
Все ошибки там исправим
Знаки правильно расставим
А Помеху- Неумеху выгоним.
(музыкальное сопровождение+ слайды)
3. Целепологание
Воспитатель: Вот мы прилетели в город «Безопасность». Давайте посмотрим на город действительно, нет ни одного знака дорожного движения (слайд города без знаков).Нам придётся путешествовать по улице этого города, чтобы очистить знаки дорожного движения.
4. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите,кто может прочитать название улицы «Зелёная» Почему её так назвали? (много деревьев). Как в городе называется место, где растёт много деревьев? (парк, а за городом? (лес). Лес- это целый мир! Это дом для зверей и птиц, насекомых, растений.
Ребята, без чего нельзя представить лес (без деревьев)
(показывается картинка с широколиственным лесом)
Какой это лес? (лиственный)
-Давайте подставим к нему соответствующие деревья. (дети ставят называя деревья)
-Как называется лес, где растут одни дубы? (дубрава)
-Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (берёзовая роща)
-Как называется лист клёна? (кленовый)
-Как называется лист осины? (осиновый)
-А это какой лес? (хвойный) (выставляется картинка)
-Выберите хвойные деревья. И назовите их.
-Если в лесу растут одни сосны, как лес называется? (сосновый бор)
-А если в лесу растут одни ели? (ельник)
Когда наступает осень, у лиственных деревьев опадают листья, а хвойные стоят зелёные, их ещё называют вечнозелёные. Но всё же есть дерево, у которого хвоя опадает. Как оно называется? (лиственница)
-Как называется лес, где растут лиственные и хвойные деревья? (смешанный)
-Как люди в своей жизни используют лес? (изготовляют мебель, игрушки, в строительстве люди отдыхают и т. д)
-Скажите, пожалуйста, а из каких частей состоит дерево? (корень, ствол,ветви, листья) показ на наборном полотне
-А чем отличается дерево от куста? (у дерева один ствол, у куста много, дерево высокое, а кустарник низкий)
-Ребята, а что полезного для питания животным, человеку можно найти в лесу? (ягоды, грибы)
-Но не все грибы ягоды полезны. Говорят: «Сомневаешься - не бери».
(на наборном полотне 2 корзины-1с грибами,2- с ягодами).
Задание.
Воспитатель: Подойдите к столу 4 человека с одной стороны,
4 человека с другой стороны.
-Одни выбирают полезные ягоды, вторые грибы.
-Почему вы не выбрали (показне выбранной картинки) -Молодцы справились с заданием!
-Воспитатель: А давайте теперь расскажем правило поведения в лесу.
1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать?
Бегай, прыгай, играй,
Но только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
2. Испугаются зверушки,
Убегут к лесной опушке.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай: мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
3. Из рогатки не стрелять.
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают,
Но кому они мешают?
4. Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги!
Ведь они нам не враги.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Много интересного мы рассказали Помехе-Неумехе. Помните, что нам сказал инспектор Мигалкин. За правильно выполненное задание, мы найдём знак дорожного движения. (Дети находят) (лежит за мольбертом).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по городу. На какую улицу попали? Что это за письмо? Ребята как вы думаете от кого оно? Кто нам его подложил. Да тут загадки. Наверно Помеха – Неумеха хочет узнать, какие мы с вами умные, сможем ли мы преодолеть все трудности, которые ожидают нас на нашем пути.
1. Всем она давно знакома,
Ждёт послушно возле дома.
Только выйдешь из ворот-
Куда хочешь приведёт. (дорога)
2 Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек домики везут. (автобус)
3. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (светофор)
4. Там, где сложный перекрёсток
Он - машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель. (регулировщик)
5. На обочинах стоят,
Молча с нами говорят
Всем готовы помогать,
Главное их – понимать. (дорожные знаки)
Воспитатель: Ещё раз произнесите последнее предложение. Главное их понимать. Давайте попробуем разобраться с этим.
Объясните, для чего нужны знаки дорожного движения (На столе лежат знаки дорожного движения). Видите, что с ними сделала Помеха – Неумеха? Поэтому ваша задача восстановить знак.
(на середину стола кладутся те же знаки, только целые и дети выполнив задание, по часовой стрелки поднимают знак и называют его и говорят, что обозначает).
Воспитатель: Зная знаки дорожного движения, узнаете вы их когда, вы гуляете, идёте в магазин. Давайте покажем Помехе- Неумехе как мы ими пользуемся? Каждый из вас получит схему, где нужно указать путь от начала до конца маршрута, и используя условные обозначения. Смотрим на 1 знак, что нарисовано, чертим карандашом дорогу, смотрим на второе условное обозначение. Прочерчиваем дорожку и т. д.
Воспитатель: И так добрались мы с вами до цели? Справились с заданием? Какой же знак дорожного движения мы найдём?
Воспитатель: Продолжаем с вами путешествовать. На какую улицу мы отправляемся дальше? «Спортивная»(на экране изображён стадион в звуковом сопровождение).
Что вы видите на экране?
Что люди делают на стадионе? (занимаются спортом)
Как называют людей, которые занимаются спортом?
Посмотрите на экран и назовите виды спорта. (показ слайдов)
Воспитатель: А сейчас поиграем: "Я называю спортивный инвентарь, а вы мне спортсмена, данного вида спорта "
1. шайба-хоккеист
2. ракетка-теннисист
3. шест- прыгун
4. перчатки боксёрские - боксёр
5. штанга – штангист
6. шахматы – шахматист
7. лыжи - лыжник
8. скакалка-гимнастка
Давайте расскажем пословицы о спорте и объясним их.
Пословицы
1. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
2. Кто крепок телом, тот богат и здоровьем и делом.
3. Каждый кузнец своего здоровья.
4. Здоровому - всё здорово.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно пояснили пословицы. Посмотрите мяч, сейчас поиграем. Ага, опять это Помеха – Неумеха что-то придумала да, да! Задача. Читаем: 1. В первой команде 7 игроков, а во второй на одного игрока больше. Что нужно сделать, что нужно сделать, чтобы игроков стало поровну?
2. За игру обе команды забили 9 мячей. Первая команда забила 5мячей, сколько мячей забила вторая команда?
3. На полке стояло 8 пар обуви. Сколько человек сможет их обуть?
4. На лёд вышел игрок под№ 6. Под каким номером вышли игроки перед ним и после него(№9 3 7 и т. д.)
(РАЗБОР ЗАДАЧИ) Доказали Помехе – Неумехе, что мы умные. Мы же с вами за выполненное задание должны найти знак дорожного движения.
Воспитатель: Вы наверно устали давайте отдохнём!
Физминутка
(видеоролик) «Проводить инспектор Мигалкина.»
Воспитатель: Ребята я вам буду задавать вопрос и показывать действием, а вы будете мне отвечать: «Это тоже я смогу» и показывать тоже - самое. И так начинаем!
Кто скажите, сможет дети.
Повторять движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я смогу.
Вправо, влево разведу.
Это тоже я смогу.
И как птица полечу.
Это тоже я смогу.
А потом присяду, встану.
Э то тоже я смогу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я смогу.
Если надо побегу.
Это тоже я смогу.
Всё на свете я смогу.
Воспитатель: Дети, на какую улицу мы попадём дальше «Опасная»
Почему она так называется?
Присаживаемся на стульчики и смотрим на экран. (разбираются ситуации один дома, нельзя ничего совать в розетку, нельзя брать режущие предметы и т. д) после того как всё разобрано дети ищут последний знак.
Вот ещё один знак вернули в город.
Воспитатель: На какую следующую улицу мы отправляемся? Кто нам сможет прочитать? (Торговая) Почему она так называется? Какие магазины бывают? Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Верно я говорю?
(Вносят корзину с продуктами, в ней записка).Ребята была в магазине и купила много чего вкусного. Всёли вкусное, может быть полезным) Давай те посмотрим, что купила Помеха – Неумеха, и разберём полезный это продукт, или нет?
Яблоко – полезный потому что в нём много витамин, железа, кислота, которая необходима для переваривания пищи.
Сыр - полезный потому что в нём много кальция для укрепления костей и также много белка.
Колбаса– вредна, потому что в ней используют химические вещества, красители, ароматизаторы, поэтому всё это приводит к болезням сердца и сосудов.
Чипсы - в них много растительных жиров, усилителей вкусов, калорий и это всё тоже приводит к болезням.
Лук, чеснок тоже полезные продукты в них содержаться витамины их употребляют для укрепления зубов, для профилактики простудных заболеваний.
Молоко- полезный продукт
Кока кола вредный напиток. Даже цвет говорит сам за себя о том, что здесь много красителей, сахара, химические добавки и вредные кислоты.
Воспитатель: А в доказательство проведём опыт с кока колой. Посмотрите, я накануне опустила яичную скорлупу в стакан с кока колой, а другой в стакан с водой. И что мы видим: в стакане скока колой скорлупа стала тёмной и хрупкой, а в стакане с водой осталось всё без изменения. И скорлупа прочная.
Ещё один опыт, два стакана один с натуральным соком второй с соком, где присутствуют красители. Добавляем щепотку соды. И где сок натуральный, цвет изменится, а где не натуральный - цвет останется тот же. Вывод, во втором стакане – красители. (Дети выполняют опыт сами, у каждого прозрачный стакан, у одних натуральный сок, а у других с красителями) Вывод : не всё что кажется вкусным – полезно.
Молодцы и с этим заданием вы справились!
Воспитатель: Дети, на какую улицу мы попадём дальше «Опасная»
Присаживаемся на стульчики и смотрим на экран. (разбираются ситуации «Один дома»). После выполнения задания дети ищут последний знак.
Когда все знаки собраны, дети их расставляют в городе «Безопасность».
5. Анализ и самоанализ детской деятельности
Воспитатель: "Ребята, посмотрите, все знаки расставлены, мы выполнили своё обещание? "
Давайте вспомним, какие задания мы выполняли? (ответы детей).
6. Сюрпризный момент
Входит инспектор Мигалкин.
-Дети я вам очень благодарен, вы справились с заданиями и вернули все знаки. Поэтому я вам за выполненную работу принёс угощения, но почему ребята одни яблоки красного цвета, другие зелёного, а третьи жёлтого, что это вам напоминает (ответы детей).
Раздача угощения.