Маркова Татьяна
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в сказку»
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
• Введение в активный словарь качественных прилагательных;
• Формирование умения группировать дощечки по признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений;
• Овладение приемом сравнительного описания
• Обучение творческому рассказыванию
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, воображение;
• Развивать ассоциативное мышление;
• Развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический слух;
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать у детей способность рассуждать, делать выводы;
• Развивать умение детей оценивать свою деятельность, высказывать своё мнение;
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность.
• Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.
Демонстрационный материал: волшебная шкатулка, силуэты животных, картинки с изображением сказочного дома, мольберт
Раздаточный материал: тактильные карточки по количеству детей с разной поверхностью, волшебные очки.
Форма проведения: игра - путешествие
Ход деятельности
I. Вводная часть
Воспитатель: Я пришла к вам в гости из сказочной страны, где сказки любят, слушают, читают. А вы любите сказки? Тогда отправляемся в путешествие к нашим сказочным друзьям!
Звучит грозная музыка.
Воспитатель: Ребята! Злая волшебница заколдовала нашу сказку и превратила ее героев в таблички! Посмотрите они все разные и я кажется знаю как нам расколдовать сказку. Но без вас мне не справиться.
Дети за столом круглым рассаживаются
Пальчиковая игра
II. Основная часть
1. Знакомство с тактильными дощечками в волшебных очках
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся поближе что на этих дощечках. Для этого необходимо одеть волшебные очки. (получают дощечки)
Ребята, что представляете вы, когда дотрагиваетесь до этих дощечек?
(Ответы детей)
2. Игра- общение по тактильным дощечкам.
Дети в волшебных очках.
Задание 1
Воспитатель: На что или кого похожа твоя дощечка?
Соотнесение поверхности дощечек с определенным предметом, животным.
Задание 2
Воспитатель: представьте, что вы идете по тропинке, дорожке. Что у вас под ногами?
Описание предлагаемой ситуации с опорой на дощечки и только тактильные ощущения. Творческое воображение помогает ввести в речь прилагательные.
Задание 3 Звучит шум моря.
Воспитатель: Вы догадались, что это за звук? Какие дощечки можно связать с морем, берегом?
Дети находят дощечку и описывают ее в соответствии с предлагаемой ситуацией
Воспитатель: Молодцы! А сейчас передайте свою дощечку соседу справа и еще раз передали соседу справа.
Снимите очки и внимательно рассмотрите свою новую карточку. Пора нам сказку расколдовать. Вам придется потрудиться, чтобы дощечки снова превратились в сказочные персонажи.
3. Малоподвижная игра
4 «Оживи сказку»
Воспитатель: Дети возьмите со стола свою табличку и присаживайтесь на ковер.
Сказка начинается. Я начну, а вы продолжите!
Как то раз собрались звери на лесной полянке. Как вы думаете какие звери собрались?
Дети подбирают таблички, озвучивают животное и описывают его. При этом карточку кладут в коробку, а вместо нее берут силуэт животного и размещают на магнитной доске
Дети предлагают белка, лису, медведя, волка, зайца, ежа и т. д.
Воспитатель:
Волк какой?Лохматый (выкладывают табличку)
Какие зубы у волка? острые (выкладывают табличку)
Какой нос у волка? Гладкий (выкладывают табличку)
Воспитатель: Заяц. Какой он (трусливый, пугливый) Какая у него шерстка? А какого цвета?
Придумывание загадки
Воспитатель: Какая у тебя дощечка? (колючая)
Воспитатель: Колючая как кто? (еж)
Воспитатель: еж колючий как что? (елка)
Воспитатель: еж по какой по форме, когда свернется? (круглый)
Воспитатель: Круглый как что или кто? (колобок)
Воспитатель: Вот и загадка получилась
Воспитатель: Колючий, но не елка
Круглый, не колобок Кто это?
Воспитатель: Пока звери знакомятся друг с другом я предлагаю поиграть.
5. Игра на внимание.
Дети стоя на ковре, а воспитатель бросает мяч со словами на сравнение.
Летом жарко, а зимой…
Зимой рябина сладкая, а зимой….
Зимой солнце низко, а летом ….
Летом на деревьях листья, а зимой….
Летом земля покрыта травой, а зимой….
Летом зверям сытно, а зимой….
Воспитатель: Про какое время года в нашей сказке пойдет речь?
Воспитатель: Все звери собрались вместе. Это хорошо? А что не очень хорошо?
Вдруг небо потемнело начался дождь! Правильно я рассказываю? Нет, зимой идет снег!
Начинался снегопад! Что такое снегопад?
Воспитатель: Когда идет снег это хорошо? А что не очень для наших зверей?
Как же им спрятаться от снегопада?
Правильно, решили звери не враждовать и чтобы было не холодно построить дом!
- из чего? Кто принесет больше всех бревен? (дети находят карточку)
- какая будет крыша?
- А какая мебель будет в домике?
-На чем спать будут?
- А что кушать будут?
Воспитатель: Домик построили уютный и крепкий. Стали звери в нем жить – поживать дружно и не страшны им снегопады и метели.
Нет друга – ищи, а нашел – береги!
Что значит эта пословица?
III. Заключительная часть
Воспитатель: Вот такая у нас сказка получилась, которые мы все вместе придумали! Как мы сказку назовем?
Теперь надо сказку оформить как книгу, я сейчас запишу содержание, а вы нарисуйте иллюстрации к ней.