Наталья Смирнова
Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментальной деятельности
детей старшей группы по теме:
«Путешествие в пустыню»
Автор: Смирнова Наталья Александровна.
Организация: МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №21 «Радость».
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пустыня
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
1. Расширять первоначальное представление детей о пустыне (климат, растительный и животный мир, приспособленческие особенности растений и животных.
2. Развивать умение выдвигать гипотезу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
3. Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, текучесть, способность двигаться. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.
4. Расширять и активизировать словарь детей (верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня).
5. Воспитывать аккуратность в работе с песком; бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование на столе:
1. Чистые листочки бумаги, лупы;
2. Большой тазик с песком;
3. Емкости с песком на каждого ребенка.
4. Воронки, формочки, лейка с водой.
5. Слайды, иллюстрации варана, ящерицы, черепахи, змеи;
6. Мелкие игрушки: верблюд, ящерица, черепаха, змеи, варан (по количеству детей).
7. Карта, глобус, проектор.
8. Веник и совок («если сыплешь ты песок - рядом веник и совок»).
Словарная работа: пусто - пустынно, варан, бархан, саксаул.
Предварительная работа:
1. Беседа.
2. Загадывание загадок.
3. Рассматривание иллюстраций, видеоклипов.
4. Чтение художественных произведений.
5. Игры и опыты с песком.
6. Игры на улице в песочнице.
Индивидуальная работа:
Обогащение словаря: Арина З., (пусто- пустынно -пустыня).
Костя Ч. ,-(бархан- наплывы песка).
Ход занятия:
1. Вот Верблюжонок – путешественник. Он очень грустный, потому что заблудился. Где его родина и как ему вернуться домой?
- Ребята, вы хотите помочь Верблюжонку? (Да.)
- Подскажите, где живут верблюды? (в пустыне.) Рассматриваем карту.
- А что такое пустыня? Почему у пустыни такое название? (ответы детей). Показ слайдов.
- Да, ребята - земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, рассыпчатой пылью, темными камнями.
- Давайте попробуем слепить из песка друга для верблюжонка, чтобы ему было не так грустно. (Дети пытаются лепить, но песок рассыпается, ничего не получается).
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
2. Рассмотрим песок через лупу. Он состоит из мелких кристалликов - песчинок. Этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Предлагаем детям взять песок в руки и выпустить его - песок сыпется (повторить несколько раз).
- Возьмите песок в руку и почувствуйте, какой он сыпучий, поэтому песчинки легко переносятся ветром. В пустыне можно увидеть песчаные холмы - это барханы, наплывы песка (индивидуальное и хоровое повторение).
3. Опыты на способность песка двигаться.
- Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, которая растет в высоту. Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникнут - сливы (движения песка похоже на течение). Песок «двигается», «течет».
- Давайте смочим песок водой. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему? (Вода соединила песок, и он перестал рассыпаться).
- Куда ни глянь в пустыне один песок, небо и палящее солнце. Жара.
- В пустыне сухо. Часто за лето не выпадает ни капли дождя.
Песок там раскаленный, по нему нельзя ходить босиком (в нем можно сварить яйцо). И воздух горячий как песок.
Физкультурная минутка «Мы путники»:
Попробуем походить по раскаленному песку (имитация ходьбы).
Устали. Жара! Хочется пить. Отдохнем (китайская гимнастика).
- Ребята, а знаете ли вы самую большую пустыню в мире?
- Как она называется? (Сахара-королева пустынь).
- Где она находится? (В Африке).
- Кто покажет на карте? (На глобусе показывает воспитатель).
- Как вы думаете, есть ли в пустыне растения? (Да, есть).
- Растения низкие, с колючками. Колючки – это листья, чтобы меньше испарялась влага (показываем на проекторе слайды).
- Это верблюжья колючка. Корни очень длинные с 15-ти этажный дом. Дерево саксаул - без листьев, корни глубоко уходят в почву.
- Зачем им длинные корни? (Чтобы достать воду).
- Кусты похожи на мотки колючей проволоки. (Показ на экране). Песок горячий. Никого не видно.
Зрительная гимнастика:
Под ноги смотрим - далеко,
Влево - вправо, нет никого!
- Дети, а кто-нибудь живет в пустыне? (ответы детей).
- Да, там много удивительных обитателей: птиц, зверей, жуков, ящериц. Проживают черепахи, змеи, грызуны, джейраны.
А главное-пустыня это родина…Кого? (загадка о верблюде). Показ на экране.
- Почему верблюды не обжигают ноги? Почему им не жарко? Ответы детей.
- Верблюд-корабль пустыни, вынослив: 4-5 дней обходится без пищи и воды (выпивает 10 ведер воды).
- Обрадовался наш верблюжонок, он нашел свою родину!
- Спасибо вам, ребята.
- А вот это - большая ящерица варан. (Показ слайдов).
Рассказ о варане:
Варан достигает в длину 1,5 метра, быстро бегает, нападает на все живое: грызунов, птиц, мелких ящериц, молодых черепах. Пищу заглатывает целиком. При нападении волка на варана – варан защищается хвостом. Он занесен в Красную книгу.
Физкультурная минутка «На водопое» (дети имитируют)
1. Львы - лакают.
2. Жирафы - широко расставив ноги, пьют.
3. Зебры, джейраны - осторожны, оглядываются по сторонам.
4. Слоны - торжественно идут, на водопой.
5. Черепахи что делают? - ползут на четвереньках (дети ползут).
6. Змеи извиваются.
Дети давайте еще раз поиграем с песочком. Спрячем мелких животных и насекомых в песок. Ребята, почему обитатели пустыни спрятались в песок? (Они скрываются от жары) - дети прячут их в песке и находят.
А сейчас уберите игрушки и спрячьте свои ручки в песок. Что вы ощущаете? Ответы детей.
- Да, вам приятно, вы успокоились. Вам хорошо. Молодцы.
- Дети, а вам понравилось занятие? Ответы детей.
- А что именно понравилось? Что узнали нового? Ответы детей.
Приложение № 1.
Игры и опыты с песком.
1. «Сыпучий песок» (закрепить свойства песка - сыпучий.)
2. «Барханы-наплывы песка» (закрепить текучесть песка;
способность двигаться)
3. «Поиграем с животными». Цель: дать представление о свойствах песка образовывать «своды» и «тоннели».
4. «Спрячь яйца черепашки в песок», «Откопай». Цель: дать представления о том, что песок очень горячий и черепахи откладывают яйца в него, чтобы на свет могли появиться маленькие черепашата.
5. «Волшебный песочек». Цель: Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение проговаривать собственные ощущения.
6. «Следопыт». Цель: учить распознавать следы на песке, проекции объемных фигур на плоскостях.
7. «Угадай руку». Цель: закрепить знание левой, правой руки.
8. «Угадай предмет». Цель: Учить находить предмет, оставивший след на песке. Развивать пространственное воображение.
9. «Песок сахарный и обычный песок» (сахарный – тает в воде.)
10. «Печем куличи» - игры детей на прогулке.
«Тот, кто изобрел детскую песочницу, едва ли подозревал, что его изобретение будет иметь столь разнообразное применение. Похоже, песочницу первоначально придумали для того, чтобы малыши в городском дворе могли бы занять себя сами. Впрочем, именно это и создало широкую возможность для того, чтобы затем использовать песочницу и песок для решения самых разных педагогических и психологических задач. Наблюдая за детьми в песочнице, взрослые – педагоги, психологи, заинтересованные родители - обнаруживают в песке материал для детских игр и экспериментов, продуктивных видов деятельности и обучения, даже решения психологических проблем ребенка, которые «уходят в песок».
Маргарита Жданова, педагог-психолог.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,А. А. Москва2012г.
2. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы».изд. - «учитель»,2011г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
5. Журнал «Школьное образование»№6/2012г.
6. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников.
7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
8. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. -2009г.