МААМ-картинки

Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню» (4 фото)

Наталья Смирнова
Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект экспериментальной деятельности

детей старшей группы по теме:

«Путешествие в пустыню»

Автор: Смирнова Наталья Александровна.

Организация: МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №21 «Радость».

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах

1. Расширять первоначальное представление детей о пустыне (климат, растительный и животный мир, приспособленческие особенности растений и животных.

2. Развивать умение выдвигать гипотезу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

3. Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, текучесть, способность двигаться. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.

4. Расширять и активизировать словарь детей (верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня).

5. Воспитывать аккуратность в работе с песком; бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование на столе:

1. Чистые листочки бумаги, лупы;

2. Большой тазик с песком;

3. Емкости с песком на каждого ребенка.

4. Воронки, формочки, лейка с водой.

5. Слайды, иллюстрации варана, ящерицы, черепахи, змеи;

6. Мелкие игрушки: верблюд, ящерица, черепаха, змеи, варан (по количеству детей).

7. Карта, глобус, проектор.

8. Веник и совок («если сыплешь ты песок - рядом веник и совок»).

Словарная работа: пусто - пустынно, варан, бархан, саксаул.

Предварительная работа:

1. Беседа.

2. Загадывание загадок.

3. Рассматривание иллюстраций, видеоклипов.

4. Чтение художественных произведений.

5. Игры и опыты с песком.

6. Игры на улице в песочнице.

Индивидуальная работа:

Обогащение словаря: Арина З., (пусто- пустынно -пустыня).

Костя Ч. ,-(бархан- наплывы песка).

Ход занятия:

1. Вот Верблюжонок – путешественник. Он очень грустный, потому что заблудился. Где его родина и как ему вернуться домой?

- Ребята, вы хотите помочь Верблюжонку? (Да.)

- Подскажите, где живут верблюды? (в пустыне.) Рассматриваем карту.

- А что такое пустыня? Почему у пустыни такое название? (ответы детей). Показ слайдов.

- Да, ребята - земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, рассыпчатой пылью, темными камнями.

- Давайте попробуем слепить из песка друга для верблюжонка, чтобы ему было не так грустно. (Дети пытаются лепить, но песок рассыпается, ничего не получается).

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

2. Рассмотрим песок через лупу. Он состоит из мелких кристалликов - песчинок. Этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Предлагаем детям взять песок в руки и выпустить его - песок сыпется (повторить несколько раз).

- Возьмите песок в руку и почувствуйте, какой он сыпучий, поэтому песчинки легко переносятся ветром. В пустыне можно увидеть песчаные холмы - это барханы, наплывы песка (индивидуальное и хоровое повторение).

3. Опыты на способность песка двигаться.

- Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, которая растет в высоту. Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникнут - сливы (движения песка похоже на течение). Песок «двигается», «течет».

- Давайте смочим песок водой. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему? (Вода соединила песок, и он перестал рассыпаться).

- Куда ни глянь в пустыне один песок, небо и палящее солнце. Жара.

- В пустыне сухо. Часто за лето не выпадает ни капли дождя.

Песок там раскаленный, по нему нельзя ходить босиком (в нем можно сварить яйцо). И воздух горячий как песок.

Физкультурная минутка «Мы путники»:

Попробуем походить по раскаленному песку (имитация ходьбы).

Устали. Жара! Хочется пить. Отдохнем (китайская гимнастика).

- Ребята, а знаете ли вы самую большую пустыню в мире?

- Как она называется? (Сахара-королева пустынь).

- Где она находится? (В Африке).

- Кто покажет на карте? (На глобусе показывает воспитатель).

- Как вы думаете, есть ли в пустыне растения? (Да, есть).

- Растения низкие, с колючками. Колючки – это листья, чтобы меньше испарялась влага (показываем на проекторе слайды).

- Это верблюжья колючка. Корни очень длинные с 15-ти этажный дом. Дерево саксаул - без листьев, корни глубоко уходят в почву.

- Зачем им длинные корни? (Чтобы достать воду).

- Кусты похожи на мотки колючей проволоки. (Показ на экране). Песок горячий. Никого не видно.

Зрительная гимнастика:

Под ноги смотрим - далеко,

Влево - вправо, нет никого!

- Дети, а кто-нибудь живет в пустыне? (ответы детей).

- Да, там много удивительных обитателей: птиц, зверей, жуков, ящериц. Проживают черепахи, змеи, грызуны, джейраны.

А главное-пустыня это родина…Кого? (загадка о верблюде). Показ на экране.

- Почему верблюды не обжигают ноги? Почему им не жарко? Ответы детей.

- Верблюд-корабль пустыни, вынослив: 4-5 дней обходится без пищи и воды (выпивает 10 ведер воды).

- Обрадовался наш верблюжонок, он нашел свою родину!

- Спасибо вам, ребята.

- А вот это - большая ящерица варан. (Показ слайдов).

Рассказ о варане:

Варан достигает в длину 1,5 метра, быстро бегает, нападает на все живое: грызунов, птиц, мелких ящериц, молодых черепах. Пищу заглатывает целиком. При нападении волка на варана – варан защищается хвостом. Он занесен в Красную книгу.

Физкультурная минутка «На водопое» (дети имитируют)

1. Львы - лакают.

2. Жирафы - широко расставив ноги, пьют.

3. Зебры, джейраны - осторожны, оглядываются по сторонам.

4. Слоны - торжественно идут, на водопой.

5. Черепахи что делают? - ползут на четвереньках (дети ползут).

6. Змеи извиваются.

Дети давайте еще раз поиграем с песочком. Спрячем мелких животных и насекомых в песок. Ребята, почему обитатели пустыни спрятались в песок? (Они скрываются от жары) - дети прячут их в песке и находят.

А сейчас уберите игрушки и спрячьте свои ручки в песок. Что вы ощущаете? Ответы детей.

- Да, вам приятно, вы успокоились. Вам хорошо. Молодцы.

- Дети, а вам понравилось занятие? Ответы детей.

- А что именно понравилось? Что узнали нового? Ответы детей.

Приложение № 1.

Игры и опыты с песком.

1. «Сыпучий песок» (закрепить свойства песка - сыпучий.)

2. «Барханы-наплывы песка» (закрепить текучесть песка;

способность двигаться)

3. «Поиграем с животными». Цель: дать представление о свойствах песка образовывать «своды» и «тоннели».

4. «Спрячь яйца черепашки в песок», «Откопай». Цель: дать представления о том, что песок очень горячий и черепахи откладывают яйца в него, чтобы на свет могли появиться маленькие черепашата.

5. «Волшебный песочек». Цель: Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение проговаривать собственные ощущения.

6. «Следопыт». Цель: учить распознавать следы на песке, проекции объемных фигур на плоскостях.

7. «Угадай руку». Цель: закрепить знание левой, правой руки.

8. «Угадай предмет». Цель: Учить находить предмет, оставивший след на песке. Развивать пространственное воображение.

9. «Песок сахарный и обычный песок» (сахарный – тает в воде.)

10. «Печем куличи» - игры детей на прогулке.

«Тот, кто изобрел детскую песочницу, едва ли подозревал, что его изобретение будет иметь столь разнообразное применение. Похоже, песочницу первоначально придумали для того, чтобы малыши в городском дворе могли бы занять себя сами. Впрочем, именно это и создало широкую возможность для того, чтобы затем использовать песочницу и песок для решения самых разных педагогических и психологических задач. Наблюдая за детьми в песочнице, взрослые – педагоги, психологи, заинтересованные родители - обнаруживают в песке материал для детских игр и экспериментов, продуктивных видов деятельности и обучения, даже решения психологических проблем ребенка, которые «уходят в песок».

Маргарита Жданова, педагог-психолог.

Литература

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,А. А. Москва2012г.

2. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы».изд. - «учитель»,2011г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

5. Журнал «Школьное образование»№6/2012г.

6. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников.

7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

8. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. -2009г.

Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню»
Фото «Путешествие в пустыню»
Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы - фото
Фото №1 Конспекты занятий
Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятиях «Путешествие в страну Эмоций» и «Путешествие на остров Дружбы»Фотоотчёт о занятиях «Путешествие в страну Эмоций» и «Путешествие на остров Дружбы» Этим летом для детей были проведены Большие Психологические Игры для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Идея проведения.

Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Программное содержание: Закреплять знание названий геометрических фигур.

Конспект игры-путешествие с детьми раннего возраста «Путешествие с Феей по сказочной стране» Игра-путешествие с детьми раннего возраста «Путешествие с Феей по сказочной стране» Цель: Создание благоприятных условий для повышения.

Конспект организации ННОД детей в старшей группе по теме: «Путешествие в зимний лес» «Путешествие…» Цель: развивать коммуникативные и познавательные способности, развивать творческие способности, создавать положительный эмоциональный фон.

Игра-путешествие с математическим содержанием «Путешествие по загадочным островам» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Игра-путешествие с математическим содержанием по теме: «Путешествие по загадочным.

НОД по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «2-е путешествие в страну дорожных знаков» Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» (путешествие 2).Цель. Содействие формированию представлений и пониманию смысла некоторых общепринятых.

НОД по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «3-е путешествие в страну дорожных знаков» Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» (путешествие 3)Цель. Содействие формированию представлений и пониманию смысла некоторых общепринятых.

НОД по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «4-е путешествие в страну дорожных знаков» Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» (путешествие 4) Цель. Содействие формированию представлений и пониманию смысла некоторых общепринятых.

Проектная деятельность «Путешествие по карте». Занятие в подготовительной группе «Путешествие по Уралу»Проектная деятельность «Путешествие по карте». Занятие в подготовительной группе «Путешествие по Уралу» Ход занятия:Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться.

«Путешествие в Африку». Использование технологии «Путешествие по карте»«Путешествие в Африку». Использование технологии «Путешествие по карте» Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню»
Опубликовано: 26 сентября 2015 в 17:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смирнова (УИ 370988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД