Екатерина Ромашова
Проект в логопедической подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое города Фрязино»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10 г. Фрязино Московской области
Проект
по патриотическому воспитанию и формированию лексико-грамматической стороны речи в логопедической подготовительной к школе группе на тему : «Путешествие в прошлое г. Фрязино».
Публикация «Проект в логопедической подготовительной к школе группе „Путешествие в прошлое города Фрязино“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Подготовили и провели :
учитель-логопед Макаренко Л. С.
воспитатели: Ромашова Е. В.
2020г.
Вид проекта :
творчески – информационный, краткосрочный
Сроки реализации проекта :
Ноябрь 2020 года
Образовательная область:
социализация
Участники проекта :
Дети и родители логопедической подготовительной группы, учитель-логопед Макаренко Л. С., воспитатели: Ромашова Е. В., Зубанова А.
Актуальность проекта.
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за свой город, в котором он родился и живет. Эти чувства формируются благодаря увлекательным рассказам об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогут развить в детях чувство патриотизма и любви к родному краю, а правильно подобранные игры пополнят словарный запас детей и помогут сформировать лексико-грамматический строй речи. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям, окружающему миру впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.
Немалое значение для воспитания у дошкольников интереса к родному городу имеет ближайшее окружение: детский сад, улица, микрорайон, город. Патриотическое воспитание детей через развитие связной речи – одна из основных задач дошкольного учреждения.
Проект направлен на формирование лексико-грамматической стороны речи детей и художественно-познавательных интересов через приобщение к культурному наследию г. Фрязино. Одно из условий для реализации данного проекта явилось виртуальное посещение музея г. Фрязино и виртуальные экскурсии по городу детей со своими родителями.
Исходя из вышесказанного, задача педагогов – расширить знания детей о родном городе Фрязино, рассказать детям о истории города Фрязино, познакомить с достопримечательностями, памятниками любимого города, пополнить словарный запас детей и научить грамотно и правильно высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, составлять предложения.
Цели проекта :
• Формировать у детей представление о родном городе Фрязино.
• Развивать лексико-грамматическую сторону речи детей.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
• Обогащать словарный запас детей.
• Развивать умение связно высказывать свое мнение.
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие:
• Формировать устойчивый интерес к родному городу Фрязино;
• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городеФрязино;
• Воспитывать любовь к родному городу Фрязино, умение видеть прекрасное.
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Побуждать умение включаться в совместную деятельность.
Физическое развитие:
• Совершенствовать двигательную активность, общую моторику
Коррекционные задачи:
• развивать навыки коммуникативной стороны речи;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, называть существительные во множественном числе, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.
Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе.
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей: групповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми о городе Фрязино.
• Виртуальные экскурсии по городу Фрязино.
Разучивание: тематической физкультминутки «Город», пальчиковой гимнастики «Дом»
Оборудование: мультимедийное устройство для показа слайдов, презентация фотографий города Фрязино, картинки для составления рассказа.
Предполагаемые результаты:
• Более глубокое знакомство детей 5-6 лет с историей своего любимого города, с его музеями и их значимостью, с его символикой и достопримечательностями.
• Воспитывать маленького гражданина своего города.
• Прививать желание посещать достопримечательностиг. Фрязино, получая моральное и эстетическое удовлетворение.
• Приучать детей беречь природу родного края.
• Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей.
Работа педагогов при подготовке :
• Консультации родителей на тему: «Достопримечательности г. Фрязино».
• Подбор материала об истории г. Фрязино.
• Тематическая выставка рисунков, фотографий «Я и мой г. Фрязино».
• Мини-рассказы детей «Выходной день в родном городе».
• Подбор дидактических игр по данной теме.
• Подбор наглядных материалов по данной теме.
• Создание в группе уголка «Мой любимый город».
• Чтение произведений о городе Фрязино.
Работа с родителями:
• Включение родителей и детей в разработку совместного творческого проекта.
• Подбор фотографий, иллюстраций с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеем и беседы о них.
• Выставка совместных работ детей и их родителей на тему: «Прогулки по г. Фрязино».
• Виртуальные экскурсии по городу Фрязино.
Ожидаемые результаты:
• Дети совершенствуют лексико-грамматический строй речи, будут грамотно и свободно излагать свои мысли о родном городе.
• Вызвать у детей интерес посещать интересные уголки г. Фрязино.
• Приобщение родителей вместе с ребенком посещать в выходные дни исторические места города Фрязино, достопримечательности.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в
формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Итог проекта :
• Презентация «Путешествие в прошлое города Фрязино».
• Обобщающая беседа о проделанной работе.
• Посещение мини-музея в детском саду «Достопримечательности г. Фрязино».
• Выставка детских работ «Улицы города Фрязино» (аппликация)
• Выставка рисунков детей «Мои любимые места г. Фрязино». (цветные карандаши).
Формы и методы реализации проекта.
Развитие речи.
Тема «Мой город Фрязино»
Цель: формировать представления детей о городе Фрязино; расширять знания детей о том, что такое Родина; объяснить значения слов: символика, искусство, герб, гимн, фрязинец; учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы и рассказывая; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к родному городу Фрязино.
Окружающий мир
Занятие №1
Тема: «История возникновения родного города»
Цель:
Закрепить знания детей о родном городе, полученные в старшей группе : название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.
Занятие 2. «Фрязино – город моей мечты»
Цель. Уточнить знания детей о Фрязино. Познакомить с понятием фрязинец, объяснить символику города. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к г. Фрязино.
Рисование.
Тема «Улицы г. Фрязино»
Цель: учить детей рисовать дома, достопримечательности г. Фрязино; составлять гармоничную цветовую композицию, передавая в рисунках свои впечатления об увиденном; подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир; воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.
Аппликация.
Тема: «Улицы города»
Цель: продолжать учить детей составлять аппликацию; закрепить знания детей о правилах расположения домов в городе; учить выполнять работу коллективно; воспитывать чуткое, доброе отношение, желание помочь сделать приятное; воспитывать уважение и чувство гордости за родной город Фрязино.
Конструирование
Тема: «Мой город Фрязино»
Цель. Закрепить представление детей о г. Фрязино. Закрепить умение строить по предложенному элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя индивидуальные постройки детей.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра: «Мы строим город»
Игра дает возможность каждому ребенку по-своему использовать знания, которые он получил на предыдущих занятиях, экскурсиях, во время бесед, при чтении художественных произведений и рассматривании иллюстраций о родном городе.
Игра: «Путешествие по городу»
В процессе игры дети закрепляют знания о родном городе : кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен город.
Наглядно-информационная деятельность:
• Познавательные беседы о г. Фрязино.
• Фотовыставки: «Мой любимый г. Фрязино».
• Выставка детских рисунков.
• Оформление папки-передвижки и стенда.
• Прослушивание стихотворений о г. Фрязино
Приложение
Беседы
«Мой город».
— В каком городе ты живешь?
Назови свой домашний адрес.
-Какие памятники нашего города ты знаешь?
Какой транспорт есть в нашем городе?
Как называется остановка транспорта возле твоего дома?
Какие любимые места есть у тебя в городе?
Где ты любишь бывать?
Как называется улица на которой ты живешь?
Какая она, эта улица? (Тихая, шумная)
«Знаешь ли ты свой город?»
Цель: выявить уровень знаний детей по теме.
Примерные вопросы:
— Как называется город, в котором ты живёшь?
— Почему он так называется?
— Что является центром нашего города?
— Как называется эта площадь?
— Чем отличается город от деревни?
— Где в городе люди лечатся?
— Где покупают продукты, лекарства?
— Где отправляют и получают посылки?
— Назови свой адрес.
«Моя улица».
Как называется улица, на которой ты живешь?
Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.)
Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т. д.)
Дидактические игры
«Узнай, где находишься?»
Цель :Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города
Ход игры.
— Воспитатель раздает открытки с видами города. Дети рассказывают, где они находятся и что с этим местом связано в городе.
«Знаешь ли ты свой город»
Цель: расширить у детей знания об улицах города, достопримечательностях, архитектурных сооружениях научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
Ход игры
Раздается по 3 фотографии. У воспитателя фишки или карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность. Если ребенок узнал ее у себя на фотографии, то он закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто больше фотографий закроет.
Словесная игра «Наоборот».
Цель игры:
В нашем городе много улиц и все они разные. Я буду бросать вам по очереди мяч, и говорить какая бывает улица, а вы ловите мяч, бросаете назад и говорите наоборот:
Длинная улица -…короткая улица
Узкая улица -…широкая улица
Грязная улица -… чистая улица
Ближняя улица -…дальняя улица
Светлая улица -…темная улица
Шумная улица -…тихая улица
Старая улица -…новая, современная улица
Извилистая улица -…прямая улица
Большая улица -…маленькая улица
Дидактическая игра: «Букет красивых слов».
- Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу.
(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, большой, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный)
-Вот какой букет красивых слов мы собрали.
Динамическая пауза: Развитие мелкой моторики и чувства ритма.
Это улица моя (Левая рука перед грудью, ладонью
вверх. Указательным и средним пальцами
правой руки «бежать» по раскрытой
ладони).
Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу, пальцы
подняты вверх).
Детский садик мой и школа – (Изобразить пальцами «домик»; затем
ладони опустить параллельно на уровне
груди, локти развести в стороны,
соединить руки, соприкасаясь средними
пальцами)
Там учиться буду я. (Согнув локти, поднять правую руку вверх. Ле-
вую руку согнуть и приложить ладонью вниз к
правому локтю).
Дидактическое упражнение "Назови ласково".
Улица- улочка, адрес- адресок,
Город- городок, дом – домик,
Магазин- магазинчик, сад- садик,
Мост- мостик, дерево- деревце,
Сквер- скверик, мама- мамочка,
Двор- дворик, папа- папочка.
Словесная игра «Доскажи словечко».
Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы, детские сады, зеленый парк, библиотеки, кинотеатр и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.
Я пойду в музей, чтобы полюбоваться на экспонаты. А вы?
Я пойду в парк…. чтобы подышать воздухом
Я пойду в кинотеатр….
Я пойду в библиотеку….
Я пойду в музыкальную школу…
Я пойду в школу….
Я пойду в детский сад…
Я пойду в аптеку….
Я пойду в магазин….
Я пойду на речку….
Я пойду в сквер….
Я пойду на стадион
Пальчиковая игра «Строим дом».
Строим, строим, строим дом / накладываются ладони друг на друга
ребром
Дом с высоким потолком / руки вверх
С треугольной крышей. Вот с такой? /из пальцев делают треугольник
Нет, выше! / руки в треугольник над головой
Окон в доме 3 и 3 / показывают 3 пальца на одной и на другой руке
Поскорей в них загляни.
Там увидишь печку, / сжимают – разжимают кулачки
На печке – человечка.
Чтение художественной литературы:
О. В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
О. В. Степанов. Наш дом.
НОД. Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».
Цель: — вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения;
— побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет — форма).развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.
Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.
Стихи
Я люблю свой милый город.
Здесь родился, здесь живу.
Я люблю свой милый дворик,
Где с ребятами дружу.
* * *
Желаем городу расти и развиваться.
А горожанам жить и наслаждаться.
Любимый город шлем тебе привет,
Желаем благоденствия тебе на много лет!
Пословицы и поговорки о Родине.
На чужбине и собака тоскует.
Чужбина слезам не верит.
Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Где кто родится, там и пригодится.
Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал.
Когда родину охраняешь, сам мужаешь
Всяк кулик свое болото хвалит.
Проблемные ситуации.
Если бы на домах не было адреса?
Если бы на домах были бы одинаковые адреса?
Спроси у взрослых:
— сколько примерно человек проживает в нашем городе;
— сколько лет исполнилось нашему городу;
Загадки о городе.
С виду дом совсем обычный,
Для спортсменов он привычный,
В этом доме круглый год,
Плещется в воде народ.
(Бассейн)
Что это за дом,
Музыку услышишь в нем
Танцы, песни и смех
Мультики, кино для всех.
(Кинотеатр)
В залах тихий здесь уют
Книжки дружно тут живут,
Приходите, детвора,
Будем рады вам всегда.
(Детская библиотека)
Взаимодействие с родителями.
Консультация на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу».