Щербакова Лида
НОД по окружающему миру в средней группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
(ознакомление с окружающим миром)
Ф. И. О педагога: Щербакова Лидия Александровна
Возрастная группа : средняя группа (4-5 лет)
Тема непосредственно - образовательной деятельности: «Путешествие в осенний лес»
Публикация «НОД по окружающему миру в средней группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях по теме «Осень. Природа осенью».
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить представление детей об осени, как о времени года, о ее характерных признаках, о съедобных и несъедобных грибах, о плодах и листьях деревьев;
- расширять и активизировать словарь по теме «Осень. Природа осенью»;
2. Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, внимание, общую и мелкую моторику,
3. Воспитательные:
- воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- воспитывать интерес и любовь к живой природе;
- воспитывать умение работать в одной команде, с уважением относиться друг к другу.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Форма организации детей: подгрупповая, в парах.
Предварительная работа: сбор листьев для гербария, аппликация на тему «Осень золотая», чтение стихов про осень, беседа «Съедобные – несъедобные грибы», «Плоды деревьев».
Материалы к НОД: игрушка Осень, иллюстрации по теме «Осень. Признаки осени», «Грибы съедобные – несъедобные», «Плоды деревьев», «Деревья», корзинки, игрушка «Ежик», изображение «Дятел на дереве», листья по количеству детей, на которых записаны задания, магнитофон, флешка с звуками «Шум леса», «Стук дятла».
Методические приемы: беседа-диалог, работа в команде, выполнение действий по подражанию педагогу, дидактические игры и упражнения, речевые упражнения.
Этап и его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Итог
Вводно-организационный
(1 минута) Создать психологический настрой Произносит слова: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Дети встают в круг и выполняя движение за педагогом повторяют слова стихотворения. Дети настроились на занятие.
Мотивационно-побудитетельный
(1-2 минуты) Организовать и мотивировать детей на тему занятия Создает мотивационную ситуацию:
Дети, к нам в группу приходила Волшебница, но не застав вас здесь, она оставила вам письмо.
-Хотите посмотреть, что там написано?
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие, ребята! Я приглашаю вас в лес, там много тайн и чудес. Ждут в лесу вас загадки, разгадав которые вы узнаете, кто играет с вами в прятки».
(Воспитатель достает из конверта кусочек изображения Волшебницы Осени)
- Куда зовет нас волшебница?
- Что мы узнаем, если ее загадки отгадаем?
Слушают воспитателя.
Дети отвечают.
Дети слушают воспитателя и дают ответы на заданные вопросы. Дети заинтересовались выполнением заданий.
Основная часть занятия
(15 минут)
Формирование у детей представлений об осени, как о времени года, о ее характерных признаках. - Ну что ж, тогда в путь.
В лес дремучий на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь, крепко за руки держитесь!
-Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ. Дети берутся за руки.
Дети идут за педагогом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Дети дали правильные ответы с помощью взрослого.
Дети переходят к ковру.
(Звучит шум листьев)
-Ребята, вы что-нибудь слышите?
(Воспитатель и дети берут в руки листья)
Тишина в лесу стоит
Еле слышно лист шуршит.
Ш-Ш-Ш…
Ветер дунет посильней,
Листик зашуршит смелей.
Ш-Ш-Ш…
Снова ветер налетит,
Листик с веточки слетит.
П-П-П…
Потанцует, попоет
И на землю упадет.
А-А-А…
- Ребята, посмотрите, а на листочках что-то написано.
Да это же первые задания от нашей Волшебнице.
(Воспитатель читает задание на листочках)
.
Ну что ребята, вы готовы выполнить первое задание Волшебницы?
- Кто может сказать, какое время года настало?
- Назовите три осенних месяца.
-Какие признаки осени вы уже знаете?
Что происходит осенью с жизнью птиц и зверей? (птицы улетают на юг, звери делают запасы)
(Хвалит детей с успешным выполнением первого задания и вручает первую часть картинки-отгадки.)
- Готовы выполнить второе задание?
Скажите, а почему столько листьев под ногами в лесу?
- Какие деревья вы знаете?
Проводит игровое упражнение «Какой листик?»
Ребята, если лист от дуба – он какой?
Если лист от березы -он какой?
Если лист от клена – он какой
Если лист от рябины – он какой?
Если лист от липы – он какой?
Если лист от осины – он какой?
Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями и за это вы получаете еще одну часть картинки отгадки!
- Слышите, ребята, стук?
(звучит стук дятла)
Кто бы это мог быть?
- Правильно, это дятел. А зачем он стучит по дереву?
Он жучков и червячков, которые спрятались на зиму под кору деревьев достает и тем самым спасает деревья от гибели.
И этот лесной доктор нам передает сюрприз от Волшебницы. Но сначала нам надо ему помочь разобрать плоды деревьев.
(Перед детьми корзина с плодами, такими как шишки, желуди, орехи, яблоки и т. д.)
- Ребята, посмотрите, кто к нам спешит.
(воспитатель демонстрирует фигурку игрушки-ежика)
- Ребята, ежик говорит, что для нас у него сюрприз от какой-то Волшебницы. Не от нашей ли это Волшебницы?
Но отдаст он его нам, если мы ему поможем разобрать грибы, а то он все перепутал.
- Вот, спасибо! – говорит ежик. Съедобные грибы я себе возьму на зимовку, а несъедобные оставлю на случай болезни какой. Вдруг зимой захвораю.
А вот и сюрприз от Волшебницы.
(Воспитатель показывает кусочек изображения Волшебницы Осени)
Отвечают:
- Это шумят листья в лесу.
Дети поднимают руки вверх и тихо произносят «ш-ш-ш», встряхивая кистями.
Произносят «ш-ш-ш» громко, на продолжительном и ровном выдохе.
Мягкими точными движениями опускают руки и коротко произносят звук «п».
Вращают кистями.
Поднимают руки и опускают, произнося звук «а».
Дети отвечают на вопросы.
+сентябрь, октябрь, ноябрь.
+ идут дожди, листья меняют цвет, мы одеваемся теплее, собираем урожай, птицы улетаю на юг, звери делают запасы на зиму, ночь становится длиннее)
Дети делают предположения.
+ Рябина, дуб, ёлка…
Дети делают предположения.
Дети делают предположения.
Дети берут плоды и распределяют их к соответствующим изображениям деревьев (ель, дуб, яблоня).
Дети подходят к корзинке и раскладывают съедобные и несъедобные грибы.
Закрепление представлений об плодах деревьев.
Закрепление представления детей о съедобных и несъедобных грибах.
Развивать внимание, быстроту реакции Отлично, вы справились с последним заданием и сейчас получив последнюю часть картинки отгадки, мы с вами узнаем что же за волшебница к нам приходила! (Красавица Осень)
И она предлагает поиграть в игру «Да! Нет!»
Ребята, а сейчас встаньте на ножки и будьте внимательны, я буду задавать вопрос, если ответ на него ДА, то вы хлопаете в ладоши, если ответ НЕТ,то вы топаете ногами!
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаем ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
Складывают из частей целую картинку Волшебницы Осени.
Дети выполняют движения за воспитателем. Дети видят результат своих стараний – портрет Волшебницы Осени.
- Отлично, ребята мы немного отдохнули.
-А что это за корзина? Что в корзине лежит? (Груши в качестве угощения)
Расскажите о них ( например: это груша, она круглая, зеленая растет в саду. Груша – фрукт)
(рассказы детей) Дети отвечают.
Заключительный этап. Рефлексия
(5 минут) Подведение итогов Ну что ж, ребята, отгадали, что Волшебница к нам приходила?
- Понравилось вам гулять в осеннем лесу?
- Но нам пора возвращаться в группу!
Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые, вы выполнили все задания Осени.
А что больше всего запомнилось в нашем путешествии?
А в чем испытывали затруднения?
-Мне тоже очень понравилась наша с вами прогулка в осенний лес. Активно участвуют в обсуждении.
Дети, взявшись за руки идут змейкой за воспитателем, произнося слова «Большие ноги шли по дороге…». Переходят к стульям, садятся на них.
Дети оценили свои знания при помощи наводящих при помощи взрослого.