светлана попова
Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в царство соли»
Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».
Задачи: : систематизировать знания детей о соли, как о продукте, необходимом для человека, продолжать знакомить с разными видами соли (пищевая, морская, йодированная).В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (растворяется в воде, притягивает к себе воду).
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования в старшей группе „Путешествие в царство соли“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Стимулировать поисковые действия ребенка, направленные на познавательный результат, использование схемы при проведении опытов.
Развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения. Способствовать формированию умений опытно - экспериментальной деятельности. Добиваться результатов самостоятельно, делать выводы на основе наблюдений. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.
Методика проведения.
- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Я пришла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и подарим друг другу и гостям свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.
Я приглашаю вас стать маленькими исследователями. А что мы будем исследовать вы узнаете, когда отгадаете загадку, которую загадает Настя:
Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже… (Соль).
Сегодня мы поговорим с вами о важном минерале – это соль. А что мы о ней знаем? Давайте вспомним. (игра «Что мы знаем о соли»)
Ответы детей:
- Соль один из главнейших и драгоценнейших камней планеты Земля.
- Соли на Земле огромное количество.
- Соль бывает в земле и в воде.
- Появляется соль на месте высыхающих соляных озер.
- Добывать соль трудно. Для этого используют мощные буровые машины, которые отсасывают из озер воду, выпаривают её и остается чистая белая соль.
- Соль придает блюдам особый вкус.
- Соль бывает пищевая и не пищевая, крупная и мелкая, цветная.
Вывод: Соль – это символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать дружеские отношения. О соли сложено много пословиц.
Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
А теперь я приглашаю вас в свою лабораторию, где мы узнаем еще больше о соли и ее свойствах.
-Кто скажет, что такое лаборатория? (это помещение. Где проводят опыты и исследования)
-Как нужно вести себя в лаборатории? (. Соблюдать тишину, не толкать соседа во время работы.
Сначала посмотри, а потом повтори. Выполнил, положи всё на место)
Я предлагаю вам разделиться на группы и каждой группе провести свой опыт, а потом рассказать и сделать свои выводы. Для того, чтобы понять, чем вы будите заниматься я предлагаю вам рассмотреть схемы у каждого стола с оборудованием и догадаться, что вы будите исследовать.
Для начала я предлагаю вам рассмотреть соль «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
- А теперь возьмите ложку и надавите ей на соль, что вы слышите?
- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
1 опыт.
«Растворимость соли» Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
2 опыт.
«Плавающее яйцо» Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло.
Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности и поэтому в море легче научиться плавать (вода соленая и человек практически не тонет).
3 опыт.
«Лед и соль» Высыпаем кусочки льда на две тарелки. Предлагаю детям посолить ложками лёд в одной из тарелок, и оставить его на некоторое время.
4 опыт
«Выращивание кристалов» «Кристаллизация соли». «Выращивание кристаллов» Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы. Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.