Митяева Анжела Витальевна
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй младшей группе «Сказочные путешествия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочные путешествия
Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Воспитатель высшей категории Митяева Анжела Витальевна.
«Путешествие по сказкам на новый лад» с использованием инновационных технологий, нетрадиционных, здоровьесберегающих и антистрессовых форм (с помощью су-джок терапии и кинезиологии).
«…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга» И. П. Павлова
Публикация «Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй младшей группе „Сказочные путешествия“» размещена в разделах
Цель занятия : развитие речи у младших дошкольников с помощью массажа и пальчиковых игр.
Задачи:
- продолжать знакомить с русскими народными сказками
- формировать диалогическую речь
- развивать переключаемость, координацию движений и ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление, коммуникативные умения и навыки, внимание, память, наблюдательность, мышление; умение выполнять различные игровые задания.
Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Играя с детьми в пальчиковые сказки-игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия движениям.
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй младшей группе «Сказочные путешествия».
Материал: картотека пальчиковых игр, иллюстрации к сказкам, готовые самодельные игры из фетра, «антистрессовые трубочки», массажные шарики «Су - джок» и массажные колечки, фигурки из театра по сказке «Репка», маска или игрушка «Колобок», музыкальное сопровождение.
Задачи:
1. формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос
2. развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий
3. воспитывать усидчивость, формировать положительное отношение и интерес к процессу деятельности, получать от игр эмоциональное отношение
Предварительная работа: пальчиковые игры, чтение сказок «Колобок», «Репка», «Теремок».
Словарная работа: проговаривание слов из сказок «Колобок», «Зайка», «Медведь» и другие, доканчивать фразы («тянет-потянет», окончания.
Ход игры:
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? Скажите, а какие вы знаете сказки? Давайте нам наши пальчики помогут вспомнить, какие сказки мы знаем.
Пальчики-сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Три медведя, Теремок,
Колобок - румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
Воспитатель:
- Молодцы, ребятки, размяли наши пальчики и вспомнили сказки. А теперь послушайте внимательно загадку и угадайте, из какой сказки этот персонаж?
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушёл
На беду свою, в лесу,
Встретил хитрую лису.
И пропал румяный бок
Кто же это? (Колобок. Воспитатель показывает иллюстрацию).
- А откуда взялся колобок в сказке? Правильно, бабушка испекла. А как бабушка его делала, давайте вспомним и поможем ей,
«Колобок — румяный бок» (с использованием нетрадиционных технологий ("су-джок"-терапия с массажными шариками)
Самомассаж
Цель: Сохранить и укрепить здоровье детей за счёт воздействия на биологически активные точки по системе "Су-Джок";
Мы лепили колобка,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали
(круговыми движениями катаем шарик на ладони правой руки)
На окошечко сажали.
(раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг, да прыг
(стучат шариком по ладони и убирают на стол)
Укатился озорник.
(показывают ладони).
Ну, а где же он? Давайте его поищем.
Воспитатель: Молодцы! Но колобок то наш укатился.
-Ребята, а давайте поможем спасти колобка от зайчика, волка, медведя и лисицы.
Дидактическая игра на мелкую моторику рук «Спасаем колобка»
Пособие самодельное, изготовлено из фетра, «дорожка для колобка» из материала в мелкую сеточку. «Колобок» – крышечка от бутылки.
Цель: проталкиваем пальчиком крышечку – «колобка» под сеткой по «дорожке», при этом развивая мелкую моторику кончиков, подушечек пальцев, силу рук и мышление.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, помогли колобку убежать от зверей.
Загадка про мышку – иллюстрации по сказке «Репка»
Воспитатель:
Дед на грядке посадил
Чудо-репку и полил.
Выдернуть он плод не смог!
Вспомним, кто ему помог?
Бабка, внучка….(картинки или театр в помощь)
Воспитатель:
- А кто репку посадил? (Дед)
А кто помогал тянуть репку? (показ картинки)
А вы хотите помочь дедушке репку вытащить?
Дидактическая игра на мелкую моторику рук «Тянем-потянем…»
Цель: помочь укрепить мышцы рук и пальцев, улучшить мелкую моторику, развитие речи, воображение, логику и пространственное мышление, также издаваемый звук при игре с трубочкой стимулирует слух и оказывает успокаивающее действие.
Дети берут в руки антистрессовые трубочки двумя руками (гибкие, гафрированные) и, растягивая двумя руками, выполняют упражнение со словами «Тянет – потянет» (Воспитатель тем временем помогает детям и достаёт фигурки из театра и выставляет на стол всех персонажей из сказки «Репка» поочерёдно).
Называем героев и тянем трубочку, затем кладём её на стол, руки в стороны («не вытянули», затем опять берём трубочку…и т. д.
«Тянут-потянут - вытянули репку»! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная.
Физкультминутка (побежали друг за другом за колобком под музыку).
Самомассаж с колечками- пружинками
Цель: С помощью массажных шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Воспитатель:
- А следующую загадку вы сейчас сами загадаете вместе со мной, но для этого мы возьмём сначала колечки волшебные и будем надевать и снимать их на каждый пальчик вместе со мной и повторять :
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — … (Теремок).
Воспитатель:
- Наши сказки закончились хорошо и все в них остались довольны.
- Молодцы, ребятки! Мы не только вспомнили наши добрые сказки, но и сделали массаж нашим пальчикам, для того, чтобы не болеть и хорошо научится говорить. Хорошо отгадывали загадки.
А еще вы очень добрые дети, помогли тесто бабушке замесить, поднять колобку настроение, репку вытащить помогли дедушке.
Дети с большим удовольствием занимаются с шариками «Су-джок» и знают, для чего мы с ними играем, (чтобы не болеть, развивать пальчики и речь, чтобы было хорошее настроение).