Шидакова Аминат
Конспект НОД «Путешествие по материкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о материках.
Задачи:
Закреплять и уточнять знания детей о материках.
Закреплять у детей представление об особенностях животного и растительного мира шести материков.
Продолжать формировать у детей личностное восприятие эмоционального, оценочного отношения к миру.
Вызывать интерес к окружающему миру.
Развивать познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление, любознательность и кругозор.
Развивать речь, память, коммуникативные навыки.
Воспитывать основы экологического сознания.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по материкам“» размещена в разделах
Виды детской игровой деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Активизация словаря: Пангея, айсберг, названия деревьев, гор, рек, водопада.
Предварительная работа:
Просмотр презентаций: «Белые медведи – обитатели Антарктиды», «Пингвины», «Животные материков», «Христофор Колумб –путешественник-мореплаватель».
Беседы: «Материки», «Животные материков».
Викторина: «Животные леса».
Заучивание стихотворений «Материки». «Океаны».
Дидактические игры «Найди материк для животного», «Назови животное».
Рисование «Животные Африки», лепка «Бурый медведь – хозяин леса», Аппликация «Пингвины».
Оформление выставки «Животные материков».
Материалы к занятию : макеты: корабль, материки; сундук, изображения животного и растительного мира, оборудование к подвижной игре, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход НОД
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас!
Воспитатель:
-Ребята! Сегодня к нам в группу принесли посылку.
-Давайте посмотрим, от кого это посылка? (от Христофора Колумба).
- А вы знаете, кто это? (ответы детей).
-Правильно, Христофор Колумб - великий путешественник-мореплаватель.
-Давайте откроем и посмотрим, что там внутри, но сундук не открывается. На нем замки.
-Сколько их, ребята посмотрите? Давайте пересчитаем. (6 замков). На сундуке что- то написано.
-Ребята Христофор Колумб предлагает нам посмотреть видеообращение.
Слайд
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я очень люблю путешествовать. И вас приглашаю в кругосветное путешествие. Высылаю вам сундук, но что в нем лежит в узнаете, когда откроете его.
"Откроет сундук сей только тот, кто шар земной обойдёт без хлопот.
На свете много островов,
Так много, что не счесть.
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть.
Желаю удачи! В добрый путь!
Воспитатель:
-Ребята, Христофор Колумб предлагает нам совершить кругосветное путешествие по материкам. Именно на материках мы найдём ключи.
- Ребята, скажите пожалуйста, кто знает, что такое материк? (ответ детей)
-Материк — обширное пространство суши, омываемое морями и океанами.
Слайд
-Ребята, много миллионов лет назад наша земля представляла собой огромный материк. Назывался он – Пангея. В результате стихийных катаклизмов: землетрясений, наводнений, извержений вулканов этот материк стал разрушаться и от него стали отделяться большие и малые куски. И он разделился на 6 частей -на 6 материков
Слайд
Воспитатель:
-Давайте перечислим их: Евразия, Австралия, Антарктида, Африка, Северная Америка и Южная Америка.
- Ребята, а сейчас нам пора отправится в путешествие по материкам.
-А как вы думаете, на каком транспорте нам будет удобнее совершить это путешествие, если все материки окружает вода? (На корабле). Согласна, поплывём на корабле. Если на корабле, то мы с вами поплывем по океанам.
- А сколько всего океанов(5)
Слайд
-Давайте назовем их: Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан и Южный океан.
-Займите места на корабле, мы отправляемся в путешествие.
Дети строятся в форме корабля. Плавание по океану. Звучит мелодия.
Воспитатель:
-Наш корабль приближается к берегам, а к берегам какого материка, вы узнаете отгадав загадку:
Лишь в этой стране зеленой
Кенгуру живет смышленый.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит. (Австралия).
Воспитатель:
- Давайте ребята сойдем с корабля (Музыка)
Австралия – самый маленький материк. Австралия со всех сторон омывается морями. Там почти всегда светит солнце. Рек и озёр не много, потому, что выпадает мало осадков. В Австралии растут деревья эвкалипт и золотая акация. В Австралии живёт самая большая птица страус Эму и очень быстрое сумчатое животное – кенгуру.
- А какие ещё животные живут в Австралии?
(коала, утконос. ехидна, муравьед, собака динго, и д. т.).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте обозначим Австралию символами и получим 1 ключ. Цвет у Австралии - оранжевый. Как вы думает, почему? (потому, что этот материк находится на юге, и там всегда тепло). А второй символ – это сумка. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, потому, что в Австралии живёт кенгуру – сумчатое животное. Молодцы, вот мы получили 1 ключ.
Воспитатель:
- Наше путешествие продолжается, займите места на корабле, мы отправляемся за следующим ключом.
Дети строятся в форме корабля. Плавание по океану. Звучит музыка Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»
Воспитатель:
-А куда мы направляемся, вам подскажет загадка:
Где волшебный край пингвинов?
Здесь зима бывает длинной,
А на белые торосы
С неба смотрят альбатросы. (Антарктида).
-Вот мы и на месте, выходите ребята. Вам не холодно? Что-то я замерзла. (Музыка)
Воспитатель:
-Вот поэтому Антарктида – это самый холодный материк на планете. Вся Антарктида покрыта толстым слоем льда и снега и поэтому на этом материке нет растений. Это единственное место на Земле, где можно найти императорских пингвинов. Это самые высокие и крупные из всех видов пингвинов.
- Еще какие животные живут в Антарктиде? (тюлени, морские котики, морской слон и д. т.).
Воспитатель:
-А вы знаете, что когда в Антарктиде становится немного теплее, то ото льда откалываются огромные льдины – айсберги. А как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей? Я вам расскажу: подводная часть айсберга, та, что под водой, очень велика, наткнувшись на нее, корабль получит повреждение и может затонуть. Чтобы наш корабль не потерпел кораблекрушение, давайте поскорее покинем этот материк и отправимся дальше.
Воспитатель:
-Но сначала обозначим материк Антарктиду символами и получим 2 ключ. Первый символ цвет – белый. Почему? (потому, что в Антарктиде много снега и льда). Второй символ – снежинка. Потому что, это самый холодный материк. Молодцы мы получаем 2 ключ.
Воспитатель:
-И так продолжаем наше путешествие. Занимайте места на корабле.
Дети строятся в форме корабля. Плавание по океану. Звучит детская песенка «Чунга- Чанга».
-Нас ждет жаркий и интересный материк, а какой узнаете отгадав загадку:
Где можно встретить, между прочим,
Людей под кожей «цвета ночи»?
И оценить тот материк смогли
Как «черную жемчужину» Земли! (Африка)
Воспитатель:
-Вот мы и причалили к берегам Африки, давайте сойдем на берег.
- Ребята, в Африке самое жаркое в мире солнце и горячий песок. Её можно назвать материком «самых-самых». Потому что здесь: самая длинная река Нил, самое высокое животное жираф, самое большое животное слон, самое быстрое животное гепард.
В Африке находится: самая большая пустыня Сахара. Сахара – это королева пустынь.
-А, что такое пустыня? (правильно, там нет воды, кругом пески, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей).
- Ребятки, а как вы думаете, могут в таком месте жить растения? (могут…. не могут).
- Оказывается, могут. В пустыне растут низкие растения. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15ти этажного дома, то его корни достанут до земли.
-Как думаете, ребятки, зачем растениям пустыни такие корни? (чтобы доставать воду, которая глубоко под землёй).
-А, какие животные могут жить в пустыне? Как они приспособились?
(верблюды, потому что они выносливые, запасаются водой и помогают человеку преодолевать большие расстояния в пустыне и они питаются верблюжьей колючкой).
- Но ведь пустыня в Африке не везде. Есть места, где можно укрыться от палящего солнца. Как называется это место? (оазис). Каких животных можно там увидеть? (бегемот, жираф, носорог, слон, крокодилы, обезьяны).
-В Африке, кроме верблюжьей колючки так же растут: фикусы, папоротники.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю обозначить Африку символами и получим 3 ключ. Цвет у Африки – жёлтый. Почему? (потому, что здесь находится пустыня Сахара). А второй символ – это солнце, потому, что Африка – материк солнца. Молодцы мы получаем 3 ключ.
-Нам пора отправляться в следующий материк.
Подвижная игра "Метание ядер"
Слайд
Воспитатель:
-Ой, ребята посмотрите, пираты! Они хотят захватить наш корабль. Вы готовы защищать наш корабль. (ответ детей) У нас есть боевые снаряды каждому из вас нужно взять снаряд и попасть в пиратский корабль, только это нужно делать не всем сразу. Встали друг за другом и постарайтесь попасть в пиратский корабль.
- Молодцы, ребята вы справились с пиратами. Они испугались и уплыли.
- И так мы продолжаем наше путешествие. Занимайте места на корабле
Дети строятся в форме корабля. Плавание по океану.
Музыкальный фон.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, показались берега Южной Америки.
Слайд
Южная Америка самый дождливый материк. Тут живут весёлые люди, которые носят шляпы сомбреро, играют на маракасах и устраивают множество красочных карнавалов. Предлагаю сойти на берег и присоединиться к ним.
Звучит латиноамериканская музыка.
Высадка на берег. Вливаемся в карнавальное шествие.
-Весело, не правда ли? Но мы отвлеклись от главной цели.
-Давайте познакомимся с Америкой.
Воспитатель:
Америка разделена на два материка. На этих материках разная природа. В Южной Америке много гор. Протекает самая длинная река в мире Амазонка. Там живёт самая маленькая птица на земле – Колибри, она умеет летать хвостом вперёд; самая большая змея – Анаконда, самое высокое дерево Секвойя.
- А животные живут в Южной Америке? (ленивиц, муравьед, ягуар, броненосец, лама, пума).
- Молодцы! Мы обозначим символами Южную Америку получим 4 ключ. Цвет – коричневый. Почему? (потому, что на материке расположено много гор). Второй символ – горы. Молодцы мы получали 4 ключ.
- Если мы продвинемся чуть дальше, на север, то попадём в Северную Америку.
Воспитатель:
Северная Америка расположена ближе к северу. Тут часто случаются ураганы и тайфуны. Так же знаменит этот материк каньонами. Ещё, здесь есть водопад очень красивый. Это Ниагарский водопад. Там протекает река Миссисипи. В Северной Америке много хвойных лесов, где растут ели и лиственницы. В лиственных лесах растут: дубы, клёны и липы. Природа Северной Америки очень похожа на природу нашей страны.
- А какие животные живут в Северной Америке? (северный олень, песец, овцебык, полярный волк, медведь гризли, дикобраз, енот, рысь, скунс).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас обозначим символами Северную Америку получим 5 ключ. Первый символ цвет – синий. Почему? (потому, что Северная Америка расположена ближе к северу). Второй символ – река. Это обозначение реки Миссисипи, она самая длинная в Северной Америке. Молодцы мы получали 5 ключ.
-Ребята, после того как мы посетили северную Америку, природа которой очень похожа на природу нашей страны, мне захотелось вернуться домой. А вам? (ответ детей).
-И последний ключ находиться на том же материке, на котором расположена наша страна Россия, займите свои места, мы отправляемся домой.
Дети строятся в форме корабля. Плавание по океану. Музыкальный фон (детская песня «Синяя вода»).
Прибытие корабля к берегам Евразии. Высадка на родной берег.
- Давайте ребята сойдем с корабля. Вот мы и дома.
А вы знаете, что мы живем на самом большом материке. Этот материк называется Евразия.
Материк Евразия состоит из 2-х частей – Европы и Азии. Их разделяет Уральские горы. На этом материке расположена и наша страна – Россия. Здесь находиться самое глубокое озеро Байкал. В Евразии есть: леса, луга, реки, моря, озёра, степи, горы, пустыни. Евразию разделяют на 4 части: север, юг, запад, восток.
- А какие животные живут в Евразии. (Снежные барсы, лиса, белка, северные олени, волки т. д.).
Воспитатель: Молодцы! Обозначим символами материк Евразия получим 6 ключ. Первый символ цвет – зелёный. Почему? (много лесов). Второй символ – компас. Почем? (четыре стороны света). Молодцы мы получили 6 ключ.
-Ребята, у нас с вами было очень интересное путешествие. Каждый материк, по-своему, удивителен, чудесен и неповторим.
-Теперь давайте подойдем к сундуку и откроем всеми ключами замки. (Дети прикладывают ключи к замкам).
Вот сундук мы обойдем
И сундук мы отопрем.
Что же там в сундуке? Ответ детей.
- Христофор Колумб награждает вас медалями «Юного путешественника». Вы настоящие путешественники!
Релаксация
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-На каких материках мы побывали?
-Какой материк вам больше понравился?
-А на каком материке вы бы хотели жить?
-Что вам понравилось больше всего?
Вы молодцы! Надеюсь, что вам было интересно и познавательно.