чехова ольга
Конспект занятия «Путешествие на остров Сокровищ«
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация
Тема занятия «Путешествие на остров сокровищ»
Программа развивающих занятий для дошкольников по подготовке к школе «Лаборатория профессора Ума»
Группа, возраст Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, группа кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Характеристика особенностей развития основных сфер психической деятельности ребёнка. Подгрупповое занятие - 6 детей.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на остров Сокровищ„» размещена в разделах
Проявления задержки развития разнообразны. У детей данной подгруппы форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причём в наибольшей степени страдают внимание, память и психическая активность Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики у детей наблюдаются:
• нарушение поведения в эмоционально – волевой сфере, нарушения: демонстративность, агрессивность, конфликтность, обидчивость, эмоциональная отгороженность, тревожность и страхи. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
• нарушение поведения, связанные с нарушениями в познавательной сфере : избегание умственных и физических усилий, нарушение регуляций действий по простой словесной инструкции, снижение внимания;
• нарушение поведения, связанные с нарушениями в мотивационной, познавательной, психомоторной сферах одновременно: непредсказуемость, повышенная истощаемость;
• нарушение поведения, связанные с несформированностью психомоторной сферы, процессов торможения и возбуждения: двигательная расторможенность (суетливость, импульсивность, речевая расторможенность (повышенный тембр голоса, психомоторная заторможенность).
• Речевой опыт детей с ОНР ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого и коммуникативного общения удовлетворяется недостаточно.
Автор занятия Чехова Ольга Анатольевна, педагог-психолог
Образовательное учреждение Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска»
Федеральный округ России Оренбургская область
Город Город Орск
Методическая информация
Тип занятия : Подгрупповое коррекционно – развивающее занятие
Цель занятия : Организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать на включение в деятельность
Задачи занятия :
Образовательные:
- Продолжать учить детей умению понимать инструкцию.
- Закрепить с детьми названия диких и домашних животных и их жилище.
- Продолжать учить детей работать по заданному образцу.
- Закрепить с детьми названия транспорта и видов транспорта.
- Продолжать учить детей соотносить движения с количеством предметов.
- Продолжать учить детей соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять знание основных цветов и оттенков.
Коррекционно – развивающие:
- Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
- Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь ребёнка, учить детей отвечать на поставленный вопрос педагога полным предложением; развивать умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке умозаключения.
- Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: устойчивость внимания, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность и фантазию.
- Развивать зрительно – моторную координацию и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
- Сформировать у детей интерес и положительное отношение к занятиям в команде.
- Учить детей оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
- Закреплять правила межличностного общения со сверстниками.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
- Воспитывать чувство ответственности, умение работать дружно.
Курс занятий проходит, как путешествие по волшебной Стране знаний, где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, перед всем курсом.
В основе курса лежат следующие принципы:
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип доверия – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что - то непонятно.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
- Принцип положительного подкрепления.
Время реализации занятия 30 мин
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят дети в ходе занятия :
- Полученные знания позволяют ребенку развивать школьно – значимые навыки и умения, волевую регуляцию деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми и адаптировать их к обучению в школе.
1. Дети научатся подчинять свою деятельность обязательным правилам.
2. Познакомят детей с умением действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.
3. Дети научатся общаться друг с другом и с учителем в рамках морально нравственной нормы нашего общества.
4. Познакомят детей с умением оценивать свои результаты деятельности и деятельность сверстника.
5. Дети научатся проявлять инициативу и творческий подход в различных ситуациях.
6. Познакомят ребенка с упражнениями, предотвращающими наступление утомляемости.
7. Познакомят детей с упражнением, закрепляющим эмоционально – положительный настрой в группе.
Методы и приемы
- словесный метод: беседа, пояснение, загадывание загадки;
наглядный метод: использование карточек, схем, ИКТ;
практический метод: игровые упражнения, работа на сенсорной панели с заданиями, работа с карточками, работа по заданиям из рабочих тетрадей для детей с ЗПР.
Необходимое оборудование и материалы:
Сенсорная панель; колокольчик; Карта Острова Сокровищ; три колбы; набор красных и голубых «капелек знаний»; рюкзак с предметами; изображения «Лабиринт» на каждого ребенка; простые карандаши; карточки с изображением транспорта на каждого ребенка; индивидуальный набор из «Даров Фрёбеля»; карточки с изображением предметов для физминутки; тарелочки с цветными фишками; тарелочки с цифрами для каждой команды; корабль из модулей; сундук с подарками.
Предварительная работа
Беседы с родителями. Домашние задания. Самостоятельные задания. Занятия по программе развивающих занятий для дошкольников по подготовке к школе «Лаборатория профессора Ума».
Ход и содержание занятия,
деятельность педагога-психолога и ребёнка.
Подробное описание
всех этапов занятия Ход занятия
1 этап. Организационный
П-П: Психологическое вхождение: «Подставляйте солнышку ладошки. Собирайте лучики в кармашки. А затем с любовью понемножку, раздавайте близким и друзьям!
П-П : Сегодня мы, как обычно будем, работать в командах. Проходите, пожалуйста, к столам. У нас получилось три команды.
(Психолог просит детей представить свои команды)
П-П: Ребята, давайте вспомним с вами, чем мы занимались на прошлой нашей встрече?
Ответы детей («Мы были в гостях у профессора»; «Научились решать задачи!».).
П-П: Правильно, мы помогли профессору Уму вспомнить название сказок и вернуть сказочных героев в их сказки. А как мы это сделали? С помощью чего?
Ответы детей: («Отгадали загадки»)
2 этап. Мотивационный
Видеозвонок:
Профессор Ум: «Ребята, здравствуйте! У меня случилась беда. Я много лет собирал знания в сундук и сегодня хотел передать его вам. Но злой волшебник не захотел, чтобы я с вами поделился своими знаниями. Он украл сундук и спрятал его на острове Сокровищ. Что же теперь делать?»
П – П: Ребята, что же делать? Как мы можем помочь профессору?
Ответы детей («Отправиться на остров!»; «Найти сундук» и т. д.).
Ребята, профессор еще что – то хочет сказать нам.
Профессор Ум: «Ребята, у меня есть карта. Я сейчас вам ее пришлю, надеюсь, она вам поможет».
В дверь стучат, приносят карту.
П – П: Ребята, давайте повесим карту на доску, она нам поможет найти?
Ответы детей (сундук)
П-П: Спасибо, профессор. В путешествии мы постараемся быть очень внимательными, сообразительными, постараемся не заблудиться. Дорога на остров далекая, но, я, надеюсь, мы будем дружными и находчивыми, и сумеем найти выход из любой трудной ситуации.
Но прежде, чем отправиться в путь, мы с вами договоримся, что как обычно за каждое правильно выполненное задание вы получаете красную «капельку знаний», если вы немного ошиблись, то получаете голубую «капельку знаний» «Капельки знаний» мы опускаем в колбы. В конце путешествия мы подсчитаем, сколько у каждой команды «капелек знаний». У кого будет больше всех красных «капелек знаний», тот – (какой) самый внимательный. А помогать сегодня опускать в колбы «капельки знаний» будет (имя ребёнка).
(На доске три колбы с номерами команд) и два набора красных и «голубых» капелек знаний
Отправляемся в путь?
3 этап. Практический
П – П: Посмотрим, кто это на карте? Что у него за спиной? (Рисунок рюкзака).
П – П: Почему здесь рюкзак? Как вы думаете?
Ответы детей («Он нужен для путешествия»; «В нем будут вещи»)
П – П: Путешественникам он нужен для того, чтобы взять с собой необходимые вещи в дорогу. Чтобы нам собрать рюкзак, нужно выполнить вот такое задание.
Упражнение «Собери рюкзак».
П – П: Выберите те предметы, которые пригодятся в путешествии.
Дети складывают в рюкзак предметы, которые могут пригодиться в путешествии.
П – П. «Ребята какие предметы вы сложили в рюкзак?», «Какие предметы остались?»; «Почему?».
П-П: Рюкзак готов. Можем продолжить наш путь дальше. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Ребята, а теперь внимание на карту. Каждое задание под определённой цифрой. Сейчас мы выполним задание под номером? (Ответы детей).
П-П:
Смотрим на карту. Под цифрой 1— пещера, а в ней лабиринт.
П-П: Вы, ребята должны помочь животному найти его дом. Возьмите правильно карандаши, приступайте к работе.
А теперь, дети, назовите животное и его жилище.
Ответы детей: «Я помогла найти домик кошке», «Медведь пришёл в берлогу».
Ребята, проверьте соседа по команде, верно ли он выполнил задание?
Капитан, помоги, пожалуйста опустить «капельки знаний» в колбы.
Смотрим на карту. Под цифрой 2 — «Собери транспорт»
Сейчас мы будем выполнять задание под цифрой 2
П. – П. раздает детям карточки с изображением различного транспорта.
П – П: Ребята, как одним словом назвать те предметы, которые у вас на карточках? Поднимите руку у кого водный вид транспорта? А у тебя какой (имя ребёнка? Дети, а какого вида транспорта нет?
Профессору Уму нужно помочь, собрать транспорт, изображённый у вас на картинках. Приступайте к работе.
Что у тебя получилось, (имя ребёнка? А у тебя, (имя ребёнка)? Посмотрите, может быть вашему другу нужна помощь?
Молодцы, какие вы все дружные и внимательные! Обсуждение П – П ответов детей и оценка выполненных заданий. Ребёнок опускает «капельки знаний» в колбы.
П-П: Ребята, я думаю пришла пора отдохнуть немного. Приглашаю вас выйти из – за столов. Итак, внимательно слушайте задание и смотрите на карточки, которые я вам буду сейчас показывать!
Физкультурная минутка.
П – П : Молодцы! Отлично поиграли, немного отдохнули. А сейчас
посмотрите на карту, куда она нас ведет?
Под цифрой 3 «Логические задачки».
Мы выполним задание № 3.
Теперь приступаем к следующему упражнению, которое называется «Перепутанные животные».
Какие то картинки странные. Злой волшебник перепутал всех лесных жителей и домашних, чтобы они не смогли нам помочь добраться до острова Сокровищ вовремя.
Обратите внимание, что у вас на каждом столе есть тарелочка с фишками и картинка одна на каждую команду. Это означает, что работать вам придется рядом, выполнять задание совместно, согласовывая действия.
П. – П. : Первая команда – Ребята вы сами по своему желанию закройте одинаковых животных фишками (называет каждому определённый цвет) и найдите соответствующую цифру.
Остальным двум командам педагог даёт одинаковую инструкцию и говорит каждому ребенку каких животных нужно закрыть фишками.
П. – П. А теперь ребята посмотрите сколько животных вы закрыли фишками и найдите соответствующую цифру. (Имя ребёнка) почему ты взяла эту цифру? Посмотрите, ребята, все ли получилось у вашего друга?.
Ответы детей.
Взаимооценка работы и раздача «капелек знаний».
Молодцы, ребята, справились с заданием и смогли договориться друг с другом!
Из модулей построен корабль.
П-П: Продолжим наше путешествие. Что же у нас впереди? Море и остров. Как же туда добраться?
Ответы детей.
П-П: Отгадайте вот такую загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет …
Ответы детей.
П-П: Правильно, корабль. И дальше мы поплывем на волшебном корабле. Но займет место в каюте тот, кто скажет какой предмет лишний?
П-П: Цифра 4. Что она означает?
Упражнение «4 лишний»
(Какие школьные принадлежности нам нужны будут в следующем путешествии? Где они нам будут необходимы? А игрушки нам пригодятся, в школе)
П. – П. : приглашает по одному ребенку выполнить задание у сенсорной панели.
Взаимооценка работы и раздача «капелек знаний».
На сенсорной панели появляется корабль и звучит гудок корабля.
Занимаем места в каютах. Отчаливаем от причала. Дети садятся в «корабль».
П-П: Наконец – то мы добрались до острова. Ой, ребята? А мы зачем здесь? Мы все задания выполнили? Вы не помните, сколько их было? (Имя ребёнка)мы ничего не забыли. А где сундук?
Дети ищут сундук.
П-П: Вот и сундук! Ура! Молодцы! Справились со всеми заданиями. Надо срочно позвонить профессору и сообщить, что сундук у нас.
Звонок профессору: «Здравствуйте, профессор Ум. Мы отыскали остров и ваш сундук.
Видео сообщение от профессора Ума: Я разрешаю открыть сундук и пользоваться вам всеми знаниями, которые там есть. А еще здесь есть небольшие подарки вам от профессора.
4 этап. Рефлексивный
П-П: Вот и закончилось наше с вами путешествие. Кто же из вас был самый внимательный? Ответы детей
Мне сегодня помогал (имя ребёнка) опускать «капельки знаний» в колбы. Пришла пора посчитать их, и определить самую внимательную команду.
Подсчет «капелек знаний», определение самой внимательной команды.
П-П: Что вам понравилось, запомнилось больше всего в нашем путешествии? Какое задание было самое трудное? Какое задание было самое легкое? Чему сегодня вы научились? Где полученные сегодня знания вам могут пригодиться?
Ответы детей.
П-П: На следующем занятии мы с вами побываем в лаборатории у профессора Ума и может быть он разрешит нам выполнить какой – нибудь опыт. А сегодня у нас получилось замечательное путешествие, потому что вы были очень внимательными, находчивыми и дружными.
Ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие».
«Ребята, наше путешествие на Остров Сокровищ заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за путешествие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук».
П. – П. Ой, мы забыли о самом главном! О чем? Ответы детей («О сундуке!»)
Раздача подарков детям.
П-П: Занятие наше окончено. До свидания. Мне было очень приятно!