Валентина Хализова
Конспект ООД с применением элементов экспериментирования «Пусть будет нарядной земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пусть будет нарядной земля»
Цель: Формирование бережного и заботливого отношения к природе.
Задачи:
Образовательные.
1. Формировать представления о способах охраны окружающей среды.
2. Расширять и обогащать знания детей о природе, её явлениях, правилах поведения в ней.
3. Обогащать словарный запас за счет новых слов (загрязнение, ядовитые вещества, атмосфера, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.).
4. Расширять детский кругозор новыми знаниями через экспериментирование.
Развивающие.
Публикация «Конспект ООД с применением элементов экспериментирования „Пусть будет нарядной земля“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
1. Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.
2. Развивать познавательный интерес посредством экспериментирования.
Воспитательные.
1. Воспитывать в детях желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.
Глобус; костюм грязи; одноразовые пакеты; различный мусор; контейнеры для сбора мусора; ватман, запрещающие и разрешающие знаки, ноутбук для показа слайдов; оборудование для опытов.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций экологического содержания, беседы с детьми; отгадывание загадок о природе; чтение произведений художественной литературы о природе; опытно-экспериментальная деятельность; дидактические игры экологического содержания: «Земля, вода, воздух, огонь», «Узнай по голосу», «Похожи – не похожи», «Выбери нужное».
Методы и приё мы: художественное слово, проблемная ситуация «Как помочь планете?», использование ИКТ (демонстрация слайдов, беседа, вопросы, поощрение; детское экспериментирование, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса.
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети под веселую музыку входят в зал, становятся в круг. В кругу валяется много разного мусора (стекло, бумага, пластик). На мусоре лежит главный герой - «Грязь». Музыка стихает, дети оглядываются по сторонам.
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, что это у нас тут такое? Кто же это здесь так намусорил?
Грязь. Ха-ха! Пришли тут! И кто вас сюда звал? Это моя планета! Я ее захватила, что хочу то тут и делаю! (Встает)
Воспитатель. Но почему же на вашей планете так грязно?
Грязь. Грязно? Где это грязно? Очень даже красиво! Мне нравится!
(ест конфету, фантик кидает на пол; пьет из бутылки и её тоже бросает ее на пол)
Воспитатель. Как же вы себя не красиво ведете! Какой пример вы показываете нашим детям? Да кто вы вообще такая!
Грязь. Вы что, меня не узнали? Да я здесь главная жительница! А зовут меня Грязь! И на моей планете все так делают! И они тоже так делают! (показывает на детей)
Воспитатель. Это правда, ребята? Вы тоже так делаете?
Дети. Нет!
Воспитатель. Ребята, что же может произойти с нашей планетой, если мы все будем так делать?
Дети. Будет много мусора, люди будут болеть, будет неприятный запах.
Появляется картинка Земли, которая тяжело дышит (Планета и звук тяжелого дыхания)
Грязь. Это еще кто тут так дышит? И шар, какой - то появился!
Дети. Это не шар, это наша планета. Она тяжело дышит потому, что на ней много мусора!
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета?
Дети. Земля.
Воспитатель. Правильно, Земля. А какую форму она имеет?
Дети. Земля имеет форму шара.
Воспитатель. Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли?
Дети. Глобус.
Воспитатель. Правильно, глобус. Давайте на него посмотрим. (Демонстрация глобуса).
Воспитатель. Ребята, а вы ничего не замечаете странного?
Дети. Земля стала странной, грязной, чёрной, изменился цвет океанов…
Воспитатель. Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воспитатель. Ребята, что же делать? Чем мы можем помочь?
Дети. Надо спасать планету. Очистить её от мусора.
Воспитатель. Совершенно – верно, мы так и сделаем, и гостью нашу научим. Ребята, мы уже сказали, что планета называется Земля. А кто знает, как называется самый верхний слой Земли, дающий жизнь растениям? На нём растут деревья, кустарники, цветы, трава.
Дети. Почва.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, что же происходит с почвой, если с ней не правильно обращаться?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Тогда рассаживайтесь и смотрите внимательно.
Опыт с почвой.
Показать детям, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам посмотреть на два стакана с водой и сказать чем они отличаются?
Дети. В одном стакане чистая вода, в другом грязная мыльная вода,
Воспитатель. А теперь посмотрите на емкости с почвой и скажите есть ли отличие?
Дети. Нет, обе емкости с чистой почвой.
Воспитатель. Я предлагаю провести опыт. Полить одну емкость с почвой чистой водой, а другую емкость мыльной водой. (Вызывает детей по очереди).
Воспитатель. Что изменилось?
Дети. В первой емкости почва стала влажной и чистой: она может напоить дерево, траву, цветы, а во второй емкости почва стала влажной и грязной: появились мыльные пузыри, в такой почве ничего не будет расти.
Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод?
Дети. Нельзя загрязнять почву грязной водой.
Воспитатель. Ребята, а чем ещё загрязняется почва?
Дети. Мусором, отходами.
Воспитатель. А давайте с вами подумаем, как еще мы можем помочь нашей планете?
Дети. Нам нужно убрать весь мусор на планете! И больше никогда не мусорить!
Грязь (кричит). Как убрать мусор! Никому не дам! Это все мое!
Воспитатель. Подожди грязь, не кричи! Сейчас наши ребята тебе все объяснят, для чего нужно убрать мусор!
Дети. Если мы соберем мусор и рассортируем его, то его на грузовиках увезут на специальные заводы, там его переработают и сделают новые нужные вещи.
Дети. Если мы соберем мусор, то наша планета будет самой чистой и красивой!
Дети. Мы просто сделаем доброе дело! И все будут счастливы и здоровы!
Грязь. Ну, я, кажется, все поняла! Ну, зачем его собирать и сортировать еще, давайте сгребем все в кучу и подожжем! У меня и спички есть! (достает спички)
Воспитатель. Нет! Мусор сжигать нельзя! При горении он выделят в атмосферу ядовитые вещества. Атмосфера загрязняется и людям вредно дышать этим грязным воздухом!
Грязь. Ой, атмосфера! Атмосфера! Придумала! Раз сжигать нельзя, тогда давайте закопаем его в землю! Будет чисто и красиво! (берет лопату)
Воспитатель. Нет, не весь мусор можно закапывать в землю. Он будет долго лежать в земле и никогда не сгниет!
Воспитатель. Ребята, расскажите Грязи, что же нельзя закапывать?
Дети. (Перечисляют, что нельзя закапывать.)
Показ слайда.
Воспитатель. А ты Грязь смотри и запоминай, дети тебя плохому не научат.
Грязь. То нельзя, это нельзя. (обижается)
Воспитатель. Ты не обижайся, а лучше помоги нам собрать мусор.
А собирать мы будем мусор в разные контейнеры.
Игра «Рассортируй мусор».
Стеклянные бутылки – стекло,
пластиковые бутылки - пластмасса,
бумага, картон, фантики - макулатура,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы
Воспитатель. Ребята давайте посчитаем сколько же у нас получилось контейнеров с мусором?
Дети. Всего пять контейнеров с мусором.
Воспитатель. Что собрали в 1 контейнер? Во 2? В 3? В 4? В 5?
Дети. В первый контейнер мы сложили всё стекло.
Дети. Во второй контейнер мы собрали пластиковые бутылки.
Дети. В третий контейнер мы складывали всё бумажное.
Дети. В четвёртом контейнере находится всё металлическое.
Дети. А в пятом – пищевые отходы.
Воспитатель. Вот посмотри, Грязь, сколько ты принесла много с собой мусора.
Воспитатель. Дети мусор мы собрали, а вот воздух еще не очищен. А так хочется дышать свежим, чистым воздухом. А давайте его попробуем позвать?
Физминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете можно увидеть воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. А поймать его?
Дети. Незнаем.
Воспитатель. Но нам нужно собрать грязный воздух. А как это сделать? Я сейчас расскажу. И ты Грязь можешь с ребятами это сделать.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
Воспитатель. Что произошло с пакетами?
Дети. Они надулись.
Воспитатель. Что в них находится?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Невидимый.
Воспитатель. А сейчас я возьму острую палочку и осторожно проколю мешочек. (Подносит его к лицам детей и нажимает на него руками). Что вы чувствуете?
Дети. Из него выходит воздух.
Воспитатель. А как вы думаете, как ещё можно почувствовать воздух?
Вывод. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель. А теперь давайте наши пакеты положим в контейнер и он у нас будет, каким по счету?
Дети. Контейнер будет шестым.
После сбора мусора и очищенного воздуха слайд (планета Земля – Голубая планета)
Грязь. Теперь я даже знаю, что наша планета оказывается круглая!
Воспитатель. Да. Наша планета круглая. А ещё её называют «Голубая планета».
Грязь. Ух, ты, а почему?
Дети. Потому, что на нашей планете больше воды, чем суши.
Грязь. Да зачем нам столько воды, я вот вообще не моюсь!
Дети. Если не будет воды, все живое на планете Земля погибнет. И человек не может жить без воды!
Воспитатель. Конечно! Вода имеет огромное значение для всего живого на нашей планете. Людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями.
Многочисленные заводы, фабрики и производства являются источниками загрязнения воды. (Демонстрация слайда). Они её используют в огромных количествах, и после использования сбрасывают в промышленную канализацию. Промышленные сточные воды подвергают очистке, но полностью очистить их невозможно.
И что бы в наши дома вода поступала чистая, её очищают через разные фильтры.
Воспитатель. А вы хотите увидеть, как можно очистить загрязнённую воду?
Дети. Да, хотим.
Эксперимент «Очистка воды»
Воспитатель. Возьмем стакан с водой и насыплем в него песок. Что произошло? Можно ли пить такую воду?
Дети. Нет. Она грязная и неприятная на вид.
Воспитатель. Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети. Её нужно очистить от грязи.
Воспитатель. Ребята, приступаем к очистке воды! А вы знаете, это можно сделать только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показывает, как сделать фильтр, затем, как его установить в стакан). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. Куда же делась грязь?
Дети. Вся грязь осталось на фильтре.
Воспитатель. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.
Вывод. Воду можно очистить при помощи фильтра.
(Появляется слайд с изображением Земли – в цветах и лесах)
Грязь. Я удивлена, такие вы умные. Да, красота какая кругом! Птички поют, деревья растут, цветы благоухают и так легко дышится! Мне очень здесь нравится! Я, кажется, стала добрей, и больше никогда не буду мусорить, если, конечно, не забуду.
Воспитатель. Вот и хорошо. Если люди не будут загрязнять почву, воздух, воду и будут выполнять правила поведения в природе, то этим самым они спасут нашу Землю от гибели.
Грязь. Какие ещё правила? Не знаю я не о каких правилах.
Воспитатель. Да не волнуйся, ребята тебе всё расскажут и всему научат.
Дети по очереди выбирают соответствующие знаки и приклеивают на плакат, объясняют, что они обозначают.
Дети. Рассказывают о «Правилах поведения в природе» :
-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных;
- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое;
- Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу;
- Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам;
- Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы;
- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями;
- Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них;
- Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
Воспитатель. Молодцы ребята, все сделали верно. Давайте подарим этот плакат нашей гостье, чтобы она всегда помнила о правилах поведения в природе.
Дети. (Дарят плакат). Возьми, пожалуйста, на память.
Грязь. Спасибо.
Воспитатель. Грязь, как приятно на тебя посмотреть сейчас, ты такая чистая, красивая, добрая, улыбающаяся.
Воспитатель. Ребята, давайте ещё раз напомним нашей гостье, какие добрые дела мы сегодня совершили.
Дети. Мы спасали Землю. Очищали воздух, воду.
Воспитатель. Что было трудным? Интересным? (Ответы детей).
Воспитатель. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.