Светлана Казьмина
«Пушкинские осенины». Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Пушкинские осенины»
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста,
посвященное 220 годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались с вами на необычный праздник «Пушкинские осенины». Ребята, посмотрите на портрет. Вы знаете, кто это?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Публикация «„Пушкинские осенины“, Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2019
Ведущий: Правильно, это замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В этом году мы отметили 220 лет со дня его рождения. Пушкин был очень талантливым поэтом. Он написал много прекрасных стихотворений, сказок и других произведений. Александр Сергеевич очень любил осень за её красоту, яркость, щедрость и обычно много писал в осенние месяцы. Давайте вспомним стихотворения поэта о красавице осени.
Ребенок: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Ребенок: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Ребенок: Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча бежит ещё за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
Ведущий: Молодцы, ребята. Не так много прозвучало поэтических строк, а перед нами уже возникла картина увядающей осенней природы. Нас охватывает радость от любования красотой и грусть от того, что мы прощаемся с летом и теплом. И сейчас мы споём песню «Осень, милая, шуршу» (муз. и сл. Еремеевой).
Ведущий: Красоту осени можно выразить и с помощью красок. Как вы думаете, какими красками художница-природа рисует осень.
Дети: Яркими, разноцветными, сочными.
Ведущий: Перед вами картина, на которой художник изобразил осенний пейзаж.
Дети рассматривают картину И. Левитана «Золотая осень».
Ведущий: Ребята, какое настроение вызывает эта картина у вас?
Ответы детей.
Ведущий: Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд. Тихо падают на землю желтые и красные листья. Представьте себе, что вы находитесь в этом нарядном лесу.
Ведущий раздаёт осенние листья.
Дети исполняют вальс с листьями.
Ведущий: Как легко слушать красивую музыку, которая так хорошо гармонирует с поэтическим словом и яркими красками осени.
Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Мы очень любим сказки.
Ведущий: Скажите, пожалуйста, а кто вам их читает, рассказывает?
Дети: Мама, бабушка и воспитатель.
Ведущий: Когда Александр Сергеевич был маленьким, таким, как вы сейчас, сказки ему рассказывала его любимая няня – Арина Родионовна. Александр Сергеевич с большой любовью и благодарностью вспоминал Арину Родионовну, так как она стала главным вдохновителем его волшебных сказок. А какие сказки Александра Сергеевича вы знаете?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о золотом петушке, сказка о спящей царевне и семи богатырях, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди.
Ведущий: Молодцы! Вы перечислили все сказки А. С. Пушкина. Все его сказки учат добру, смелости, честности. А теперь послушайте загадку.
Под музыку «Море» звучит загадка.
«Тут синее море,
Тут берег морской.
Старик вышел к морю.
Он невод забросит.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдёт.
А жадность, ребята, к добру не ведёт!»
Ведущий: Про какую сказку прозвучала загадка? Как эта сказка называется?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Ведущий: Сейчас мы послушаем отрывок из этой сказки, разговор старика и золотой рыбки.
Ребенок: «Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха
Не даёт старику мне покою
Надобно ей новое корыто
Наше-то совсем развалилось».
Ведущий: (загадочно) Помните?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Чьи это слова? Из какой сказки они?
Дети: Сказка о царе Салтане.
Ведущий: Помните, что дальше случилось? У царицы родился сын – царевич по имени Гвидон, а в это время сам царь Салтан был в отъезде – на отъезде. И злые ткачиха с поварихой и баба-Бабариха подсунули в сумку гонца письмо, в котором написали, что царь Салтан приказал заточить царицу и царевича в бочку и бросить их в синее море. Но волны синего моря спасли царицу и царевича – выбросили их на берег. Так они оказались на острове. А что произошло в сказке дальше?
Дети: Бочку прибило к берегу. Царевич Гвидон и царица вышли из бочки на берег поискать что-нибудь для «доброго ужина». Вдруг царевич увидел прекрасную Лебедь-птицу, а над ней летал злой коршун.
Ведущий: Да, всё верно.
Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней.
Но как раз стрела запела
В шею коршуна задела.
Вдруг царевич Гвидон услышал, как Лебедь заговорила русским языком.
Ты не Лебедь ведь избавил
Девицу в живых оставил.
Ты не коршуна убил
Чародея подстрелил,
Это первое чудо, которое увидели царь Гвидон и царица на острове.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте послушаем музыку, которая изображает Лебедь – птицу после того, как царевич спас её. Композитор создаёт образ птицы плывущей по волнам.
Звуки оркестра будут рисовать всплески воды, по которым плывёт лебедь. Мы слышим как мелодия, после страстной борьбы зазвучит ласково и светло, как будто Лебедь благодарит царя Гвидона.
Ведущий: Ребята, а какие ещё чудеса увидели царица и царевич Гвидон на острове?
Дети: Втрое чудо – Белочка
Ведущий: Что она делала, чем она поразила всех?
Ребенок: Белочка при всех
Золотой грызёт орех.
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки ровные кладёт и с привсисточкой поёт.
При честном при всём народе
«Во саду ли в огороде».
Ведущий: И мы знаем эту песню. Давайте споём и сыграем на музыкальных инструментах.
Дети исполняют песню и играют на музыкальных инструментах.
Ведущий: Ребята, а кто сможет назвать, каким было третье чудо на острове?
Ребенок: «Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Музыкальный руководитель: И сейчас, с помощью музыки мы представим богатырей, которые выходили из моря. Послушайте, как рисует нам их облик композитор Михаил Иванович Глинка. Мы слышим медленный марш. Он изображает тяжёлую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека. Но постепенно музыка начинает расти, усиливаться. Это богатыри подходят всё ближе и ближе. А потом вновь уйдут в морские волны.
Ведущий: Вот мы и познакомились с поэзией Александра Сергеевича Пушкина, с его некоторыми сказками и стихами, посвященными удивительному времени года – осени.
Осень на Руси - особая пора. И во времени А. С. Пушкина (220 лет назад) и в наши дни осенью, когда крестьяне с огородов собрали урожай, когда хлеборобы с полей скосили, смолотили и убрали в закрома зерно, когда на улице становится холоднее, люди топят печи и пекут пироги, наступает пора весёлых ярмарок и русских свадеб. Красивые молодые ребята заигрывают с весёлыми девушками и выбирают себе невест. И сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Мы бояре к вам пришли».
Проводится русская народная игра «Мы бояре к вам пришли».
Ведущий: «Я живу среди дубравы
У семи богатырей.
У меня жених есть славный
Королевич Елисей».
Из какой сказки эти строки?
Дети: Сказка о спящей царевне и семи богатырях.
Ведущий: Вот мы и вспомнили все сказки А. С. Пушкина. Насладились поэзией великого поэта.