Пятакова Оксана
Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе».
Основная функция речи – общение или, как принято говорить, коммуникация.
К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Публикация «Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция : ребёнок сначала вводит местоимение, а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла». Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребёнок овладевает контекстной речью. Эта форма речи характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учёта им той или иной ситуации. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребёнок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста :
У старших дошкольников развитие речи достигает высокого уровня.
Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений.
У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Ребёнок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления, увеличивается количество обобщающих слов, рост придаточных предложений.
Ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребёнок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности называется периодом грамматического языкового развития.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Три аспекта развития речи:
Структурный – формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического.
Функциональный (коммуникативный) – формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения : диалога и монолога.
Когнитивный (познавательный) – формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Методы обучения родному языку:
Наглядные методы – наблюдения или его разновидность: осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов. Показ картин и фотографий, кинофильмов, мультфильмов.
Словесные методы применяются в основном с художественным словом. Заучивание наизусть, пересказ, беседа.
Практические методы – игры–драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры.
Классификация приёмов по роли, наглядности и эмоциональности: Наглядные – показ картинки, игрушки, движения или действия, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.
Игровые – игровые приёмы и просто эмоциональность в применении некоторых приё мов: интригующая интонация голоса при постановке вопроса, использование шутки при объяснении задания.
Словесные – речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Классификация приё мов по их обучающей роли:
Прямые (образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания) : приёмы ведущие, основные для данного занятия; приёмы дополнительные.
Косвенные (напоминание, совет, подсказка, исправление, замечание, реплика).
Важнейшие задачи обучение родному языку: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильной речи, развитие связной речи.
Современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников.
«Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
«Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учётом ситуации общения.
Речевая готовность ребёнка к школе включает в себя словопроизношение и звукопроизношение, умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, наличие