Яна Тирикова-Семенюк
Консультация «Психологическое выгорание педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрывается понятие психологическое выгорание, стадии формирования психологического выгорания, описываются факторы способствующие возникновению выгорания у педагогов.
Ключевые слова: педагог, психологическое выгорание, стадии выгорания, причины выгорания.
PSYCHOLOGICAL BURNOUT OF TEACHERS
Публикация «Консультация „Психологическое выгорание педагогов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Abstract: the article reveals the concept of psychological burnout, the stage of formation of psychological burnout, describes the factors contributing to the emergence of burnout.
Key words: teacher, psychological burnout, stages of burnout, causes of burnout.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере образования и воспитания детей и подростков является развитие высоконравственной личности, имеющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Основными направлениями в системе образования и воспитания детей и подростков являются: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов и развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.
Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги [4].
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. В целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что ведёт к эмоциональному выгоранию педагогов.
Психологическое выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий. При выгорании выделяют три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция, истощение [2].
Психологическое выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.
Актуальность вопроса психологического выгорания педагогов обусловлена быстрым темпом развития различных инновационных систем в образовательных системах в России, несомненно, повлекшее повышение требований внедрения инновационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Наряду с этим в современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Важнейшей характеристикой труда педагога является его напряженность, ответственность, выполнение многочисленных обязанностей и функций.
Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова пишут, что к основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за воспитанников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» воспитанников. Авторы отмечают, что в связи с тем, что большинство педагогов - женщины, к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус дошкольных педагогов также являются факторами, способствующими выгоранию [3].
Е. О. Ненарт выделяет три группы факторов, способствующих выгоранию педагогов: условия и содержание труда; большое количество воспитанников в группе; работа с детьми из социально неблагополучных семей; социально-психологические факторы; личностные особенности [1].
Рассмотрим основные стадии эмоционального выгорания:
Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание [2].
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении: «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов; повышенная раздражительность, человек «заводится».
Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению.
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1. Предупреждающая фаза - чрезмерное участие, активность, чувство незаменимости, истощение.
2. Снижение уровня собственного участия - по отношению к сотрудникам, осужденным, по отношению к остальным окружающим, по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой.
3. Эмоциональные реакции - депрессия, агрессия.
4. Фаза деструктивного поведения - сфера интеллекта, мотивационная сфера, эмоционально-социальная сфера.
5. Психосоматические реакции - снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.
6. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [1].
Как отмечает Н. А. Аминов, высоких результатов в педагогической деятельности достигают лишь те педагоги, которые обладают большой сопротивляемостью эмоциональной истощаемости [3].
Зависимость результатов деятельности педагогов от стрессоустойчивости и устойчивости к психологического выгоранию показана в работах А. А. Баранова. Выявлено также, что у педагогов с большим стажем, для которых характерны симптомы психологического выгорания, наблюдаются низкие значения педагогического такта и педагогической культуры [4].
И. Г. Лебедева установила, что большинства педагогов детского сада сформированы или находятся в стадии формирования те или иные симптомы психологического выгорания, причем уровень выгорания статистически значимо отличается у воспитателей со стажем работы до 8 лет и со стажем более 16 лет. Преобладающим в выгорании являются такие симптомы, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, - это говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием; редукция профессиональных обязанностей - проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. В группе воспитателей со стажем более 16 лет наблюдалось расширение сферы экономии эмоций [4].
Так к основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за воспитанников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» воспитанников.
Особенность профессии педагога также заключается в постоянном общении с детьми, которые имеют свои взгляды, убежденность, свои права, миропонимание. Поэтому ведущая сторона педагогического мастерства - умение правильно направлять процесс развития ученика, предоставить возможность каждому учащемуся полноценно развивать свои накопленности и интересы [5].
Решение стоящих перед педагогом задач обусловливает многообразие выполняемых им функций. К основным функциям педагога можно отнести: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.
Выполнение этих функций приводит к достаточно высокой нервно-эмоциональной напряженности. Дополнительными факторами психического напряжения для педагога являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую.
Развитию психологического выгорания педагогов способствует напряженная работа с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Во многих исследованиях показано, что психологическое выгорание довольно распространено среди педагогов.
При этом под психологическим выгоранием понимают, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
В. В. Бойко, выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих выгорание. Внутренними факторами являются рассогласование в мотивационной сфере личности, высокий уровень нейротизма и несформированность навыков осознанной саморегуляции. К внешним факторам относятся недостатки организационной структуры и негативный психологический климат коллектива [2].
Подводя итоги, можно предположить, что развитию психологического выгорания педагогов способствует напряженная работа с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Во многих исследованиях показано, что психологическое выгорание довольно распространено среди педагогов.
Библиографический список:
1. Акиндинова, И. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндинова, А. А. Баканова // Педагогические вести. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – №5. – С. 34.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко // Информационно-издательский дом «Филинъ», 2013. – 247 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Издательство СПб ГУ, 2010. – С. 443-463.
4. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления / М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. – № 7. – С. 30-40.
5. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. 2012. – №3. – С. 85-95.