Приложение МААМ

Консультация «Психологическое выгорание педагогов»

Яна Тирикова-Семенюк
Консультация «Психологическое выгорание педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье раскрывается понятие психологическое выгорание, стадии формирования психологического выгорания, описываются факторы способствующие возникновению выгорания у педагогов.

Ключевые слова: педагог, психологическое выгорание, стадии выгорания, причины выгорания.

PSYCHOLOGICAL BURNOUT OF TEACHERS

Публикация «Консультация „Психологическое выгорание педагогов“» размещена в разделах

Abstract: the article reveals the concept of psychological burnout, the stage of formation of psychological burnout, describes the factors contributing to the emergence of burnout.

Key words: teacher, psychological burnout, stages of burnout, causes of burnout.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере образования и воспитания детей и подростков является развитие высоконравственной личности, имеющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Основными направлениями в системе образования и воспитания детей и подростков являются: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов и развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.

Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги [4].

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. В целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что ведёт к эмоциональному выгоранию педагогов.

Психологическое выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий. При выгорании выделяют три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция, истощение [2].

Психологическое выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.

Актуальность вопроса психологического выгорания педагогов обусловлена быстрым темпом развития различных инновационных систем в образовательных системах в России, несомненно, повлекшее повышение требований внедрения инновационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Наряду с этим в современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Важнейшей характеристикой труда педагога является его напряженность, ответственность, выполнение многочисленных обязанностей и функций.

Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова пишут, что к основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за воспитанников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» воспитанников. Авторы отмечают, что в связи с тем, что большинство педагогов - женщины, к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус дошкольных педагогов также являются факторами, способствующими выгоранию [3].

Е. О. Ненарт выделяет три группы факторов, способствующих выгоранию педагогов: условия и содержание труда; большое количество воспитанников в группе; работа с детьми из социально неблагополучных семей; социально-психологические факторы; личностные особенности [1].

Рассмотрим основные стадии эмоционального выгорания:

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание [2].

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении: «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов; повышенная раздражительность, человек «заводится».

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению.

Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз:

1. Предупреждающая фаза - чрезмерное участие, активность, чувство незаменимости, истощение.

2. Снижение уровня собственного участия - по отношению к сотрудникам, осужденным, по отношению к остальным окружающим, по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой.

3. Эмоциональные реакции - депрессия, агрессия.

4. Фаза деструктивного поведения - сфера интеллекта, мотивационная сфера, эмоционально-социальная сфера.

5. Психосоматические реакции - снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.

6. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [1].

Как отмечает Н. А. Аминов, высоких результатов в педагогической деятельности достигают лишь те педагоги, которые обладают большой сопротивляемостью эмоциональной истощаемости [3].

Зависимость результатов деятельности педагогов от стрессоустойчивости и устойчивости к психологического выгоранию показана в работах А. А. Баранова. Выявлено также, что у педагогов с большим стажем, для которых характерны симптомы психологического выгорания, наблюдаются низкие значения педагогического такта и педагогической культуры [4].

И. Г. Лебедева установила, что большинства педагогов детского сада сформированы или находятся в стадии формирования те или иные симптомы психологического выгорания, причем уровень выгорания статистически значимо отличается у воспитателей со стажем работы до 8 лет и со стажем более 16 лет. Преобладающим в выгорании являются такие симптомы, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, - это говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием; редукция профессиональных обязанностей - проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. В группе воспитателей со стажем более 16 лет наблюдалось расширение сферы экономии эмоций [4].

Так к основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за воспитанников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» воспитанников.

Особенность профессии педагога также заключается в постоянном общении с детьми, которые имеют свои взгляды, убежденность, свои права, миропонимание. Поэтому ведущая сторона педагогического мастерства - умение правильно направлять процесс развития ученика, предоставить возможность каждому учащемуся полноценно развивать свои накопленности и интересы [5].

Решение стоящих перед педагогом задач обусловливает многообразие выполняемых им функций. К основным функциям педагога можно отнести: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.

Выполнение этих функций приводит к достаточно высокой нервно-эмоциональной напряженности. Дополнительными факторами психического напряжения для педагога являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую.

Развитию психологического выгорания педагогов способствует напряженная работа с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Во многих исследованиях показано, что психологическое выгорание довольно распространено среди педагогов.

При этом под психологическим выгоранием понимают, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В. В. Бойко, выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих выгорание. Внутренними факторами являются рассогласование в мотивационной сфере личности, высокий уровень нейротизма и несформированность навыков осознанной саморегуляции. К внешним факторам относятся недостатки организационной структуры и негативный психологический климат коллектива [2].

Подводя итоги, можно предположить, что развитию психологического выгорания педагогов способствует напряженная работа с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Во многих исследованиях показано, что психологическое выгорание довольно распространено среди педагогов.

Библиографический список:

1. Акиндинова, И. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндинова, А. А. Баканова // Педагогические вести. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – №5. – С. 34.

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко // Информационно-издательский дом «Филинъ», 2013. – 247 с.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Издательство СПб ГУ, 2010. – С. 443-463.

4. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления / М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. – № 7. – С. 30-40.

5. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. 2012. – №3. – С. 85-95.

Публикации по теме:

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного телаПсихологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Психологическое выгорание педагогов»
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 06:44
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Психологическое выгорание педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Тирикова-Семенюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД