Светлана Таенкова
Консультация педагога-психолога «Психологическая основа речевого развития — мотивация речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация речи - это тот самый ключик, который запускает, формирует и развивает речь ребенка. С потребностью получить тот или иной предмет или осуществить какое- либо действие в котором нуждается ребенок, создается условие развития речевой мотивации, но только если ребенок может получить желаемое при помощи вербальной речи. Если родители и члены всей семьи заведомо предугадывают желания и потребности ребенка, то у ребенка нет необходимости пользоваться вербальными способами общения, у него снижается потребность –мотивация к развитию речевой активности, гораздо проще указать или покричать (топать ногами, требовать эмоционально, истерить) добиваясь своей цели.
Все эти недовольства, истерики и эмоциональные сопротивления приводят к тому, что у ребенка формируется нарушения эмоционально-волевой сферы, он становится плаксивым и вспыльчивым, снижается уровень уверенности в себе, наблюдается скудный словарный запас. Ребенок закрывается, так как в социуме его не понимают и не стремятся предугадать его потребности. Но благодаря помощи и взаимодействия в семье, у него есть возможность адекватно, в безопасном пространстве развивать вербальную речь.
Вопрос: Как заставить ребенка разговаривать длинными предложениями?
Ответ педагога-психолога: поправлять его высказывания добавляя необходимые уточняющие слова, просить повторить за вами. Читать сказки, расспрашивать ребенка про услышанный сюжет, ребенок будет повторять слова и словосочетания-выражения, которые вы прочитали-пополняя свой вербальный словарь новыми словами или даже выражениями.
Вопрос: если ребенок не хочет разговаривать (молчун).
Ответ педагога-психолога: даже если ребенок разговаривает мало, но у него при этом большой вербальный словарный запас, то он, отвечая на вопросы и при необходимости высказаться, будет произносить не простые предложения, а полные-сложные, в которых будет обозначена не только потребность, но и уточнение. И это вам будет сигнал, что речевая активность и наполняемость словарного запаса у ребенка сформирована достаточно. Но и даже при этом необходимо соблюдать следующие рекомендации.