Приложение МААМ

Психологическая коррекция межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Ходячих Ленf
Психологическая коррекция межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматриваются сильные и слабые стороны подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; перечислены диагностические критерии межличностных отношений подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Обозначены основные задачи психокоррекционной работы с подростками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Даны рекомендации учителям и родителям по коррекция межличностных отношений подростков с СДВГ.

Публикация «Психологическая коррекция межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах

Ключевые слова: «подростки с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивности», «межличностные отношения», «коррекция», «диагностические критерии».

Актуальность. В последние годы возрастает число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы, нарушению межличностных отношений с близкими людьми и сверстниками, проявлению школьной дезадаптации [ Громова 2005:17].

Разработкой коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью занимались следующие авторы: H.H. Заводенко, А. С. Петрухин, О. И. Соловьев, М. Н. Федотова, К. Ф. Юркшат и др. Тема является актуальной, так как недостаточно изучена. В связи с тем, что психологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности носят системный характер и сохраняются практически на всю жизнь, актуально говорить о коррекционных мерах.

Остановимся на психологической коррекции межличностных отношений.

Исследования эмоционально-личностных особенностей подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности показывают, что таким подросткам свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное, агрессивное поведение, склонность к делинквентному и аддиктивному поведению [Кучма 2017].

У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии [Болотовский 2010].

Назовём задачи психологической коррекции межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью :

1. Нормализация психоэмоционального состояния. Обучение навыкам эмоционально-волевой устойчивости.

2. Формирование позитивного отношения к себе, самопонимания и самопринятия.

3. Выработка наиболее успешных стратегий взаимодействия с окружающим миром.

4. Психологическое консультирование родителей по проблеме необходимости осуществления индивидуального психологического подхода к детям с СДВГ. Информирование о специфике протекания СДВГ, выдача практических рекомендаций по специфике построения взаимоотношений с детьми.

5. Психологическое консультирование педагогов. Выдача психологических рекомендаций для педагогов, обучающих детей с СДВГ.

Среди подростков с СДВГ наркомания, алкоголизм и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых сверстников.

Перечислим диагностические критерии межличностных отношений подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности :

- не могут до конца закончить поставленную задачу:

- слушают, но кажется, что не слышат;

- избегают выполнения задач, требующих постоянного внимания;

- плохо организованы;

- забывчивы;

- суетливы;

- неспособны усидеть на одном месте;

- много, но нецеленаправленно двигаются (бегают, крутятся, ерзают на своём месте).

- не могут тихо, спокойно заниматься чем-либо на досуге;

- всегда нацелены на движение;

- болтливы;

- часто начинают отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос;

- мешают другим, вмешиваясь в их разговор (могут раздражать окружающих);

- с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях[Румянцева 2003].

Сильные стороны подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности :

- щедрые (даже в ущерб себе);

- отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);

- энергичные (активны в спорте и на физкультуре);

- добрые;

- смелые;

- творческие;

- веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);

- дружелюбные;

- непосредственные;

- с повышенным чувством справедливости.

Психологическая коррекция межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает изменение окружения подростка, отношение к нему в семье и школе. Сюда входит и холдинг-терапия, и методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, и подбор сфер деятельности, в которых подросток чувствовал бы себя уверенно, и моделирование ситуации успеха.

Программа по психологической коррекции межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает :

а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

в) организацию режима дня и места для занятий;

г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания [Программа психологической коррекции, направленной на оптимизацию системы межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности 2014].

Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

Дадим рекомендации родителям подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности :

1. В своих отношениях с подростком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

2. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и не выполняйте их за него.

3. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с подростком его успехи дома и в школе.

4. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать сладостями или давно обещанной поездкой).

5. Избегайте завышенных или заниженных требований к подростку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

6. Определите для подростка рамки поведения - что можно и что нельзя.

7. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

8. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

9. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте подростка за его соблюдение.

10. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

11. Создайте необходимые условия для работы. У подростка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

12. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на подростка чрезмерное возбуждающее действие.

13. Оберегайте подростка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

14. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

15. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

16. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для Вашего ребёнка.

17. Давайте подростку больше возможности расходовать избыточную энергию.

18. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы ему удавались и повышали его уверенность в себе.

А теперь предлагаем рекомендации учителям по работе с подростками с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности :

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. Работа должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

4. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т. д.

5. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

6. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

7. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

8. Создавайте ситуации успеха, в которых подросток имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

9. Совместно с психологами помогайте подростку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Таким образом, эффективность психокоррекционной коррекции межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности зависит, прежде всего, от систематичности и рациональности ее использования.

Своевременная психологическая коррекция может обеспечить нормальную и полноценную жизнь детям с СДВГ, что будет способствовать снижению преступности, алкоголизма и наркомании.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психологическая акция «Дерево пожеланий»Психологическая акция «Дерево пожеланий» Психологическая акция «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ» Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Психологическая акция.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая коррекция межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Опубликовано: 17 января 2022 в 23:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая коррекция межличностных отношений подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности» (включая файлы) размещена пользователем Ходячих Ленf в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД