Получи документы

Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ»

Анна Дедуль
Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа консультации педагогов

«Психологическая безопасность ребенка в ДОУ»

"Воспитывает всё : люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги"

Макаренко А. С.

Публикация «Консультация для педагогов „Психологическая безопасность ребенка в ДОУ“» размещена в разделах

Цель: помочь ребенку противостоять негативным воздействиям социального окружения, защитить его от неблагоприятных обстоятельств, обеспечить условия развития эмоционально стабильной, уверенной в своих силах целенаправленной личности.

Задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, развитие навыков общения и формирование положительной самооценки, формирование эмоциональной стабильности, эмоционального благополучия, обучение приемам саморасслабления, содействие конструктивному общению взрослых с ребенком.

Участники: родители, законные представители, педагоги (консультация педагогов, родителей, родительские собрания.)

Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Обеспечение безопасности ребенка в ДОУ, в том числе психологической безопасности, охрана и поддержание физического и психического здоровья участников образовательного процесса должно быть приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения.

Психологическая безопасность образовательной среды, по определению И. А. Баевой, – это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребности в доверительном общении и характеризующееся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса [2].

Психологическая безопасность создает условия для личностного развития ребенка, возможности его самореализации. Для создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении необходимо исключить возможность психологического насилия над ребенком со стороны взрослых и других детей, учить детей дружескому доверительному общению, создавать условия для развития творчества и индивидуальности каждого ребенка [3].

Психика ребенка дошкольного возраста уязвима, чувствительна, восприимчива. Значительные воздействия внешнего мира могут оказаться для него непосильными и стать причиной нервных ответов организма и даже нервной разлаженности.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает улучшающее и развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».

Для обеспечения психологической безопасности ребенка в группе предлагаю использовать следующие техники:

Старайтесь чаще называть ребенка по имени. Таким образом, вы располагаете его себе. Когда ребенок слышит свое имя – это убеждает его во внимании и собственной значимости.

Общаясь ли просто играя с ребенком, используйте элементы телесной терапии (обнимите, погладьте).

Помогите ребенку выбрать свою зону «спокойствия», «безопасности». Им может быть уголок книги, зона спокойных дидактических игр и, наконец, лавочка в приемной. Данная зона в группе реализует принцип дистанции при взаимодействии участников образовательного процесса. Каждый ребенок в группе может найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Зона уединения должна быть оформлена так, чтобы не контрастировать с интерьером группы. Она может быть огорожена ширмой или шатром. В шатре (за ширмой) должны располагаться игрушки, способствующие снятию напряжения и саморегуляции, а также мягкие подушки, коврик, книги, альбомы, мягкие детские кресла, пуфы. Помогут достичь снятию напряжения и расслаблению аудиозаписи со спокойной музыкой.

Разновидностью зоны уединения может быть большой шатер из светлой полупрозрачной ткани. Шатер символизирует «волшебную страну». Здесь можно рассказать «секретик», придумать сказку, стать волшебником. Чтобы было удобно и комфортно, ребята могут располагаться на полу на мягких подушках. Здесь происходит коррекционная работа с детьми по снижению тревожности, формированию положительной самооценки.

Попробуйте применить метод «хохочущих фотографий». Эффективным будет размещение фотографий всех детей. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!». Это в значительной мере снижает у них ощущение угрозы, тревожности. Дети становятся более раскрепощенными, более открытыми для общения и восприятия новых знаний [5].

Используйте в своей работе игры для создания эмоционально благополучной обстановки в группе, на привлечение внимания к сверстникам, для группового сплочения.

С целью совершенствования эмоциональной сферы также можно использовать разнообразные виды кукол: перчаточные, пальчиковые и маски с разными эмоциональными выражениями.

В каждой группе применяйте уголок настроения: в младшей и средней группах – через цветовое решение (веселый, грустный); старшая – подготовительная группы – через схематическое решение (веселый, грустный, спокойный).

И еще один наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций – это игра [1]. Театрализованные игры - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться : в трудностях засыпания и беспокойном сне; в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; в беспокойстве и непоседливости; в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в проявлении упрямства; в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук и др.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими [4].

И, напоследок, давайте сделаем выводы:

Авторитарное воспитание травмирует ребёнка, делая его злым и закомплексованным, а не добрым, смелым и отзывчивым;

Ребёнок подражает взрослым, а не то, чему они учат его. Какое обращение с ребёнком показывают старшие, этому обращению обучается и дошкольник;

Применение насилия, с целью остановить детские капризы, разрушительно. Ребёнок не управляет возникновением эмоций, но с помощью взрослых может научиться подавлять их. Подавление эмоций приводит к заболеваниям, которые лечить придётся родителям;

Литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб. : НесторИстория, 2011. 272 c., c. 12

3. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12. C. 7–19, c. 13

4. Лебедева В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч---практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В. А. Лебедева. -Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т», 2008. - 254 с.

5. Чалый А., психолог https ://www.psychologos.ru/articles/view/metod-hohochuschih-fotografiy.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице»Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице» Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии. Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Психологическая игра для педагогов «Путешествие ёжика»Психологическая игра для педагогов «Путешествие ёжика» Сценарий игры (идея Бирко Л. А., г. Стрежевой) уже давно лежала в «кладовочке» (папке в компьютере) и просилась о проведении, тем более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 11:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дедуль (УИ 699573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД