Анна Мальцева
Проведение музыкально-дидактических игр вне музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
«Проведение музыкально- дидактических игр вне музыкальных занятий»
В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности :
Публикация «Проведение музыкально-дидактических игр вне музыкальных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей : пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.
Под руководством взрослого ребёнок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, игре.
А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры для дошкольников должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются как во время музыкальных занятий, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются музыкально-дидактические игры вне занятий под руководством воспитателя. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры, это: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Выполняя программную задачу, воспитатель должен продумать четкое объяснение содержания и правила игры. Педагог должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из детей на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания, кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, и в то же время, следит за тем, чтобы игра не переходила в занятие или упражнение.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности.
Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволяет детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, возможен хороший рост уровней развития структурных компонентов музыкальности.
Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности большое значение имеют оборудование, пособия, которые могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. В каждой группе необходимо оборудовать музыкальные уголки, в которых будут находиться соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, фланелеграфы, лесенки, музыкально-дидактические игры. Доступ к ним должен быть свободным и удобным для детей. Музыкально-дидактические игры необходимо вносить в группу постепенно, по мере освоения их на музыкальных занятиях.
Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему в выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь отметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и заменить ее другой.
Качество оформления игр имеет большое значение для осуществления не только сенсорного, но и эстетического воспитания. Детей, особенно младших, очень привлекает внешний вид пособий, они внимательно рассматривают их. Необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были оформлены красочно, аккуратно, современно. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми (в старших группах). Но не весь материал можно сделать своими силами, поэтому необходимо проводить систематическую работу с родителями и привлекать их к участию в оформлении игровой зоны в группах.
В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких как «Наши любимые песенки», «Любим слушать музыку», «Угадай мелодию» и др., большую помощь оказывают воспитателю диски с записями детских песен и музыки для слушания. Использование технических средств вне занятий, в группе организует детей, вовлекает их в знакомую деятельность и помогает закреплению умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях.
Все это дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развиваются мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе. Поэтому целесообразно в начале учебного года намечать план работы музыкального руководителя с воспитателями по развитию музыкальных способностей детей и использованию музыкально-дидактических игр и пособий в свободное от занятий время в группах. Эти вопросы должны ставиться на педагогических совещаниях, в ходе консультаций, индивидуальной работы с воспитателями и на открытых просмотрах.