Людмила Тарасова
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В основе музыкально - коррекционных занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.
Каждое занятие должно приносить ребёнку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно - игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих большой активности, со спокойными упражнениями и заданиями.
Публикация «Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Общий сюжет создаёт игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Игровой ситуации способствуют присутствующие на занятии необходимые атрибуты, костюмы, различные предметы, интересные персонажи. При построении музыкально - коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
- Умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей.
- Обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности.
- Учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии.
- Обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Задачи:
- Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
- Развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух.
- Развивать пространственную организацию движений у детей.
- Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
- Научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса.
- Научить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
- Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
- Научить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
- Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Важно отметить, что музыкально - коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъёма. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.
Музыкально - коррекционные занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть - двигательная разминка, включающая в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега.
Основная часть состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально - ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально - волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того в основную часть включены упражнения, способстующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекция пения с движениями. Здесь же используется игра, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
Заключительная часть включает в себя музыкально - ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.
Все виды музыкальной деятельности имеют коррекционную направленность. Так, в прцессе слушания - восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально - сенсорные способности, связанные с раличением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Объём занятия с учётом психофизиологических особенностей детей и специфики работы в дошкольном учреждении.
Результативность музыкально - коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально - личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой.
Здесь в полной мере срабатывает принцип: Музыка радует - музыка воспитывает.