Алла Родионова
Профилактика речевых нарушений у детей младшего возраста в условиях семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70–80 % обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи. Раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и именно поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР, что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Поэтому детям с отклонениями в развитии должна быть оказана коррекционная помощь, и чем раньше, тем лучше.
Темочки:
Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых — речи родителей, членов семьи, педагогов ДО, важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.
Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста подобраны игры и упражнения направленные на:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие слухового внимания, восприятия;
-развитие просодической стороны речи;
- развитие артикуляционного аппарата;
-уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. – Пальчиковая гимнастика.
Игры с различными предметами- пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особое удовольствие.
С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики используются игры с различными предметами, такие как
«Нанизывание бусинок на веревку»,
«Сложи в коробку», «Собери цветочек» и др.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности.
Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:
нахождение и узнавание источника звука;
дифференциация звуков:
– по способу воспроизведения («Барабан — погремушка»,
«Хлопки- притопы»);
– по темпу («Дождик»);
– по силе звучания («Громко-тихо»);
– по длительности звучания («Дорожки»).
Виды игр:
– Игры на угадывание не речевых звуков.
– Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).
Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».
Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.
Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.
Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи — работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3–5 минут («Логопедические пятиминутки»)
Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6–8 раз.
Игры на звукоподражание, стихи, потешки
Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Если проводить работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.