Папки-передвижки

Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов

Татьяна Арганашвили
Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов

Государственное Казенное Учреждение

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом (смешанный) №30»

ДОКЛАД

На тему:

«Профилактика профессиональных деформаций

и эмоционального выгорания у педагог

ов»[/b]

Подготовила:

педагог-психолог Арганашвили Т. В.

г. Георгиевск

2024г.

Профилактика профессиональных деформаций

и эмоционального выгорания у педаго

Публикация «Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов» размещена в разделах

гов[/b]

В последние годы, говоря о психологическом неблагополучии педагогов и других специалистов помогающих профессий, часто используется термин «эмоциональное выгорание». Понятие «Эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году, который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности.

Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач – социальный психолог, определила это понятие, как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим людям.

Выгорание – длительный процесс. Целый ряд симптомов, постепенно нарастая, образует синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях.

Профессиональный труд педагога, а особенно педагога детского дома, где приходится работать с «особенными» детьми, отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Труд педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь воспитанников и общества в целом. О высокой стрессогенности педагогической работы говорят многие исследования, которые обнаружили наличие специфических для педагогической деятельности стрессов и факторов дезадаптации, указывая на то, что показатели степени выраженности профессиональных деформаций и неврозов у педагогов выше, чем средние показатели популяции. Кроме того, установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации, как «синдром эмоционального сгорания».

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из педагогов.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания – снижение самооценки:

• Исчезают положительные эмоции;

• Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

• Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания – одиночество:

• Возникают недоразумения с воспитанниками и их родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии воспитанников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения;

Люди страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания – эмоциональное истощение:

• Притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• Глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы. Установлено, что спустя10-15 лет педагогической деятельности, специалист оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание. В связи с эти неудивительно, что 39,7% педагогов в России имеют высокий уровень невротизма, а 66% педагогов страдают от высокого уровня тревожности, и основная масса педагогов при этом имеет профессиональную деформацию.

Существует множество теорий развития синдрома эмоционального выгорания. Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест – высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. В то же время другие исследователи считают более важными – личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.).

Более всего подвержены риску данного синдрома лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической поддержки педагогов, профилактики эмоционального выгорания. Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема саморегуляции эмоциональной сферы – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, важных для личностного и профессионального развития современного педагога. Возникает необходимость в обучении педагогов преодолению стрессовых ситуаций и жизненных трудностей.

Существуют различные методы восстановления психологического здоровья.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении данных трудностей педагогической деятельности. Вот некоторые из них:

1. Наиболее распространённым средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания быстро устаревают, а по мере появления новых знаний компетентность специалиста повышается, а вместе с ней и его самооценка. В нашем детском доме каждый педагог повышает свои знания, путем прохождения курсов, которые выбирает сам.

2. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость в саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями, действиями.

3. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность.

К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажёрах, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

К пассивным средствам относят массаж, мануальную терапию, физиотерапию.

К психорегулирующим (психологическим) – аутотренировку, мышечную релаксацию, специально подобранные психотехники.

Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение помогают аутотренинг или специальные упражнения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

• Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

• Дышите глубоко и медленно;

• Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывает рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

• Постарайтесь ещё сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц, делайте это на вдохе;

• Прочувствуйте это напряжение

• Резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

• Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удаётся, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью лёгкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы – удивления и радости и пр.)

III. Способы, связанные с воздействием слова

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня не менее 3-5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образов

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себякомфортно, расслабленно, спокойно – это ваши ресурсные ситуации.

Для этого запоминайте:

Зрительные образы (что видит: облака, цветы, лес);

Слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

Ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своём лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

ВЫВОДЫ:

1. Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей.

2. Не забывайте о том, что не только Ваши воспитанники, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

3. Заботьтесь о своём психическом здоровье. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

4. Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные – дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело.

Помните: работа – всего лишь часть жизни!

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 09:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Арганашвили в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД