попова надежда
Профилактика конфликтов в образовательном процессе. Как взаимодействовать с родителями без конфликтов
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика конфликтов в образовательном процессе.
Как взаимодействовать с родителями без конфликтов»
слайд 2
Конфликты в стенах ДОО – явление довольно частое. Как правило, это касается взаимодействия родителей и педагогов. Происходят они, как правило, по инициативе родителей. Объяснить это можно тем, что в момент передачи своего малыша в руки другого человека, они испытывают стресс. Именно по этой причине, если родителям что-то не понравилось в деятельности педагога, тут же возникает претензия. Конечно, она может быть совершенно объективна и обоснована действительно недобросовестным поведением педагога по отношению к своей профессии. Но чаще всего мы встречаемся с субъективной критикой, когда родитель требует особенного отношения к своему ребенку и абсолютно игнорирует общие правила ДОО. Рассмотрим самые распространенные причины конфликтов между родителями и педагогами и способы их предупреждения.
Публикация «Профилактика конфликтов в образовательном процессе, Как взаимодействовать с родителями без конфликтов» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
слайд 3
1. Игнорирование общих правил ДОО
Зачастую эта категория претензий имеет разновидности следующих вопросов:
- почему конкретному ребенку уделяется недостаточно внимания?
- почему такая короткая или длинная прогулка?
Реалии таковы, что претензии разных родителей часто противоречат друг другу. А причина кроется в том, что они не знакомы с четкими правилами, существующими в ДОО, не ориентируются в своих правах и правах воспитателей в образовательном процессе.
Выход простой: необходимо не только донести до родителей единые правила, которые используются в детском саду, но и обосновать их. С этой целью целесообразно провести родительское собрание. Основной идеей собрания является ликвидация искажений между ожиданиями родителей и реальной деятельностью педагогов.
Конечно, несмотря на наличие общих правил, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, принципы их воспитания в семье и семейные ценности. По этому поводу необходимо провести беседу с родителями, в ходе которой можно выяснить, какой стиль общения принят в семье и тд. При этом важно уметь задавать открытые вопросы и прислушиваться к просьбам и жалобам родителей. К примеру, так, воспитатель сделает вывод, если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка. И наоборот.
Безусловно, любой индивидуальный подход не должен ущемлять остальных воспитанников. Родителям нужно смириться с мыслью о том, что столько внимания их ребенку, сколько уделяется в семье, воспитатель дать не в силах.
слайд 4
2. Травмирование ребенка
Конечно, такие ситуации неприятны для каждого родителя, но некоторые из них реагируют особенно болезненно на любые повреждения ребенка, полученные в стенах ДОО. Молниеносно на воспитателей обрушивается шквал негативных эмоций за то, что он недоглядел за их малышом. Однако педагогу в этой ситуации не стоит принимать все обвинения на личный счет, поскольку уследить за микроконфликтами или неосторожными движениями каждого малыша физически невозможно. Следует донести родителям информацию о том, что детский сад для ребенка – это, прежде всего, возможность социализироваться и научиться общаться, и конфликтные ситуации здесь не редкость.
Чтобы погасить негатив родителей необходимо спокойно рассказать родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.
слайд 5
3. Воспитатель не умеет давать качественную обратную связь родителям
Зачастую педагоги, неправильно общаясь с родителями, сами провоцируют разгорание конфликтов. Вспомните, применяете ли вы такие фразы, как:
- Ваш ребенок такой невоспитанный…
- Вы абсолютно неправильно воспитываете ребенка, нужно делать вот так…
- Сколько еще вы будете опаздывать на завтрак!
В паре «воспитатель-родитель» лидером выступает именно воспитатель в силу своего опыта и владение азами психологии. Лидерство в данном ключе предполагает не наличие нравоучений, а умение спокойно реагировать на возникающие претензии, умение преподнести проблемы без негатива. Уменьшить негативный эффект от разговора с родителями о поведении их ребенка или их самих позволит использование техникя «Я-высказывания».
слайд 6
В чем заключается техника «Я-высказывания»
Овладение этой техникой позволяет донести проблему без обвинений и негатива. Прежде всего необходимо установить с родителем контакт, целесообразно при этом отметить для начала положительные моменты в поведении ребенка. А после этого можно приступить к обсуждению имеющихся у него проблем, но делая акцент на себе. К примеру, такие фразы, как:
- «Сегодня Петя нагло отказался убирать за собой игрушки, да еще и нахамил мне. Он очень невоспитанный»
и
- «Я попросила Петю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне: «Сами убирайте»
воспринимаются по – разному.
Имеет значение не только то, что вы произносите, но и как вы это делаете. Следует говорить не под властью эмоций, раскрепощённо и уверенно. Важно, чтобы при этом в тоне не было высокомерия. Следует задавать открытые вопросы и внимательно выслушивать ответы на них.
слайд 7
В заключение хочется отметить, что, когда педагогу удастся наладить доверительные открытые отношения с родителями своих воспитанников, конфликты прекратятся. И в том случае, если возникают сложности, воспитатели не встают на тропу войны с родителями, а, напротив, объединяют усилия и решают возникшую проблему сообща. А это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.