Ирина Сумина
Мастер-класс для педагогов «Профилактика конфликтных ситуаций в системе «Родитель — воспитатель детского сада»
▼ Скачать
Мастер - класс для молодых педагогов
«Профилактика конфликтных ситуаций в системе
«Родитель – воспитатель детского сада»
Цель: Познакомить воспитателей со способами преодоления конфликтных ситуаций и научить применять их в практической деятельности при работе с родителями.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Профилактика конфликтных ситуаций в системе „Родитель — воспитатель детского сада“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Познакомить воспитателей с понятием, видами конфликта, с современными подходами к данной проблеме и способами преодоления конфликтных ситуаций.
2. Учить воспитателей преодолевать возникающие конфликтные ситуации в повседневной жизни при работе с родителями через проведение деловой игры «Что? Где? Когда?».
3. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу у присутствующих.
Ход мероприятия:
Сегодня у нас не простое время. Очень часто возникают стрессовые ситуации : на работе, в семье, в общественных местах и т. д. И все это отражается на внутреннем состоянии взрослых и детей. Поэтому многие сейчас бывают слишком возбуждены, несдержанны, нетерпимы к окружающим, в результате чего могут возникать конфликты.
В нашей жизни конфликт очень частое неприятное явление. Многие конфликтные ситуации приводят к стрессам и в дальнейшем к потере здоровья. Научившись правильно выходить из конфликтной ситуации, мы приобретаем умение жить в ладу с другими людьми и с самим собой, сохраняем здоровье, становимся конкурентоспособными на рынке труда.
И наш детский сад не является исключением. У нас так же, при работе с родителями, иногда возникают конфликтные ситуации. Поэтому одной из задач в моей работе является профилактика конфликтных ситуаций при взаимодействии педагогов и родителей, т. к. они больше всего и чаще всего взаимодействуют друг с другом.
Что же такое конфликт?
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов и педагогическая в том числе. Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. В конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемыми, или неприемлемыми. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Проблемой конфликтов занимались многие выдающиеся люди. Так, например, Анатолий Яковлевич Анцупов и Александр Иванович Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями».
Борис Иосифович Хасан предлагает следующее понимание конфликта : «Конфликт – эта такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации…»
Владимир Александрович Ядов «Конфликт – это нормальное состояние общества, в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.»
В теории поля Курта Левина конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».
Как сегодня понимаются конфликты.
Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть сформулированы в нескольких простых тезисах:
1. Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт – это нормально.
2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт – это необязательно плохо.
3. Конфликт содержит в себе потенциально позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию».
Конфликт – изменение – адаптация – выживание.
Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт – это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт – это может быть хорошо.
4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены.
Это означает, что конфликт – это то, с чем можно работать.
0днажды Герберт Спенсер – английский философ и социолог сказал: «Наша жизнь сокращается невежеством. Мы должны стремиться к познанию нашей природы и окружающего мира. Мы должны установить условия и изыскать способы их применения».
Одним из таких важных и необходимых условий является умение управлять конфликтом, разрешая его продуктивными методами.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников (сторон). Выделяют разные типологии конфликтов : внутриличностные, межличностные, социальные, социально-политические, межэтнические, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружес-кие и другие. Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов. Вот несколько из них: стремление доминировать, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Этапы профилактики конфликтов :
1. Диагностический: анкетирование, наблюдение);
2. Профилактический : планирование работы, проведение семинаров-практикумов, тренингов, проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов и родителей; создание уголка психолога.
Улаживать конфликты – это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения, особенно при работе с родителями, т. к. дети чувствуют негативные отношения взрослых и реагируют на происходящее соответственно.
В психологии существует 5 способов выхода из конфликтных ситуаций :
Соперничество – действия направлены на открытую борьбу.
Сотрудничество – решение, полностью удовлетворяющее обе стороны (самый продуктивный способ).
Компромисс – поиск средних решений.
Приспособление - сглаживания разногласий даже в ущерб своим интересам.
Избегание – уход от конфликта.
Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый их них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонента могут быть свои достоинства, что каждого волнуют свои (иногда одинаковые) проблемы и что у каждого из них где-то глубоко внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения.
Сотрудничество.
Давайте поучаствуем в игре «Что? Где? Когда?»
Практическая часть.
Игра «Что? Где? Когда?»
Что же это такое?
Где же это видано?
Когда все это кончится?
Очень часто можно услышать такие фразы от недовольных родителей, когда возникает конфликтная ситуация при взаимодействии воспитателей и родителей.
И сегодня мы с вами в студии передачи «Что? Где? Когда?», где мы постараемся разобраться в сложных ситуациях и попробуем найти способы их решения.
Три группы участников. Располагаются вокруг стола.
Начинаем игру, запускайте волчок.
1 тур. Конверт. В нем три ситуации. Каждая команда разбирает ситуацию и выступает с комментариями. Сами отвечают – другие дополняют.
Блиц-опрос. – Назовите качества, необходимые воспитателю для успешного взаимодействия с родителями. (Каждая команда называет несколько качеств вслух)
- Выберите 2-3 самых важных качества и запишите их на волшебных цветках.
- Поместите наши цветки в волшебную книгу и произойдет «чудо»
(На одной стороне книги – Качества, необходимые воспитателю для успешного взаимодействия с родителями.
На другой стороне книги – Качества, необходимые родителям для успешного взаимодействия с воспитателями.)
Посмотрите, эти качества одинаковы, а это значит, что мы должны быть вместе с родителями, должно быть очень тесное взаимодействие и взаимопонимание друг друга.
2 тур. Конверт. В нем три ситуации. Каждая команда зачитывает вслух свою ситуацию, остальные обсуждают и дают комментарии, а команда дополняет.
Другие отвечают – сами дополняют.
Музыкальная пауза.
- Исполните строчки из песен о взаимодействии взрослых и детей.
Возможные варианты:
«Неразлучные друзья»
«Папа у Васи силен в математике…»
«Вместе весело шагать по просторам» и др.
3 тур. Внимание на экран.
Конверт. В нем три ситуации. Каждая команда проигрывает ситуацию, а остальные должны найти способ выхода из данной ситуации.
Сами инсценируют – другие отвечают – сами дополняют.
Черный ящик: отгадайте загадку:
Он душистый, он отличный,
Его листиком брусничным
Иногда заваривают,
Пьют и разговаривают. (чай)
- Чаепитие – это тоже один из способов решения конфликтных ситуаций, где можно пообщаться в более непринужденной обстановке и обсудить наболевшие вопросы и, возможно, найти общие пути решения.
Я сегодня тоже приглашаю вас на чаепитие. Думаю, что вы проявите терпение, мудрость и педагогический такт в общении с родителями, в результате чего сможете избежать возникновения конфликтных ситуаций и работа ваша будет протекать в тесном сотрудничестве и понимании друг друга. А пока идет подготовка к чаепитию, я хотела бы узнать ваше мнение о проведенном мероприятии.
Приглашаю «пощелкать семечки» и сложить их в подсолнушек.
Закончите предложение: «Сегодня на занятии я узнала…»
«Буду применять на практике…»
«Для меня осталось непонятным…»
Ситуации.
Ситуация 1.
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
Комментарии психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.
Ситуация 2.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарии психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор – прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, «нет дыма без огня».
Ситуация 3.
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарии психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми.
В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)»
Ситуация 4.
Зульфия – активная подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит дочь, потому что она из нерусской семьи, сказала, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.
В результате в последующие дни девочку не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.
Комментарии психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
Ситуация 5.
В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.
Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.
Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут.
Мама пожаловалась заведующей ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.
Комментарии психолога: Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя, как на соперника. Поучающая позиция может даже обидеть очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.
Во-вторых – утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.
Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!
Ситуация 6.
Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.
Комментарий психолога: Дошкольный возраст – период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника «ярлыков», категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде «Я-сообщения» (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают «принимать меры» в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.
Педагог-психолог поможет разобраться в причинах такого поведения дошкольника.
Ситуация 7.
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.
Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.
Комментарий психолога: Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.
Ситуация 8.
Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребенком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.
Весной мама пришла в детский сад и потребовала карту психологической готовности своего ребенка к школе. Снова возникла конфликтная ситуация.
Комментарий психолога: В начале учебного года на родительском собрании в подготовительной группе педагоги-психологи и воспитатели отмечают как плюсы, так и значительные минусы «школьных подготовительных курсов», но решение принимают родители ребенка. И это решение необходимо уважать.
По поводу психологической карты готовности к школе, существуют официальные распоряжения администрации управления образованием, которых необходимо придерживаться. Если было соответствующее распоряжение, то карту выдать можно, а если нет – тогда только в конце года вместе с медицинскими картами.
Ситуация 9.
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Комментарий психолога: В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенических правилах дошкольного учреждения.
Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости «не по правилам»
Ситуация 1.
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
Ситуация 2.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Ситуация 3.
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Ситуация 4.
Зульфия – активная подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит дочь, потому что она из нерусской семьи, сказала, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.
В результате в последующие дни девочку не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.
Ситуация 5.
В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.
Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия
подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.
Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующей ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.
Ситуация 6.
Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.
Ситуация 7.
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.
Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.
Ситуация 8.
Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребенком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.
Весной мама пришла в детский сад и потребовала карту психологической готовности своего ребенка к школе. Снова возникла конфликтная ситуация.
Ситуация 9.
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.