Галкина
Профилактика агрессивного поведения дошкольников в ДОУ с помощью песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Профилактика агрессивного поведения дошкольников в ДОУ с помощью песочной терапии»
Автор статьи
Педагог – психолог
Г. А. Галкина
МАДОУ «Детский сад №312» г. Перми
Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.
Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл
Публикация «Профилактика агрессивного поведения дошкольников в ДОУ с помощью песочной терапии» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Дошкольный возраст это период, когда закладывается фундамент
будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы
этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к
себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии
и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного
возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных
нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее
эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.
Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение,
сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется
на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей
агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.
В работах отечественных психологов проявления агрессивного поведения детей рассматриваются в контексте влияния социальной среды. Широко изучаются вопросы социализации агрессивных форм поведения (А. А. Реан и др., исследуется их связь с социальной компетенцией (Н. А. Дубинко) и психическими аномалиями (А. Е. Личко, Ю. Б. Можгинский). Проблема агрессивного поведения детей затронута в работах Г. Э. Бреслава, С. Л. Колосовой, Ю. Б. Можгинского, А. Налчаджяна, И. А. Фурманова и др. Данные авторы отмечают, что агрессивные проявления в поведении возникают вследствие недостаточной социализированности личности и отсутствия конструктивных коммуникативных навыков. Также проблеме агрессивного поведения личности вообще, и детей в частности, уделяли внимание такие авторы, как А. Бандура, Л. Берковиц, А. Басс., К. Лоренц, В. И. Жельвис, С. Сафуанов, Л. М. Семенюк, Л. М. Чепелева, Г. М. Андреева, Т. Е. Драгунова и др.
Итак, что же такое агрессия?
В переводе с латинского языка «агрессия» (aggression) означает нападение. В «Учебном словаре по психологии» понятие агрессии имеет следующую дефиницию: «Агрессия – действие, наносящее физическую или психическую травму окружающим людям, связанное с сильными негативными эмоциями – гневом, ненавистью, враждебностью».
В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
С точки зрения психофизиологии, агрессивное поведение – это комплексное взаимодействие различных отделов нервной системы, нейромедиаторов, гормонов, внешних раздражителей и усвоенных реакций.
Причины возникновения агрессивного поведения у детей могут быть разного рода. Например, соматические заболевания, особенности воспитания в семье. Существует множество исследований, в которых доказано, что агрессивность может сформироваться, когда ребенка резко отлучают от груди, сводят к минимуму общение с матерью.
Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не развиваются.
Огромное влияние на формирование агрессии у детей оказывает характер наказаний, которые используют родители в ответ на проявление гнева у своих детей. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Зачастую агрессивные дети встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Проблема профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современных условиях и уже долгое время является предметом пристального внимания многих ученых-исследователей. В первой половине XX столетия в нашей стране она получила отражение в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. Шмитд и др. Специфика агрессии у детей, с точки зрения классического психоанализа, показана в работах М. Кляйн, А. Фрейд, К. Хорни и других ученых. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения агрессии дошкольников занимаются Г. Паренс, Г. Фигдор и другие представители психоаналитической педагогики.
В психологическом словаре С. М. Морозова дается следующее
определение: «Профилактика – это использование совокупности мер,
разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие
каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании».
Профилактика – комплекс различных мероприятий, направленных на
предупреждение какого-либо явления и устранение факторов риска.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем.
Профилактика агрессивного поведения – это деятельность, не только
социально значимая, но и психологически необходимая. Раннее выявление
поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их
возникновения, адекватная воспитательная работа предотвращают
десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных
признаков агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и
проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к
быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Детям с признаками агрессивного поведения необходима своевременная помощь и поддержка. Следовательно, довольно часто клиентами детского психолога являются именно агрессивные дети.
Главной особенностью работы с категорией таких детей является то, что необходимо снятие острого эмоционального состояния. Их поведенческие проблемы определяются высоким уровнем эмоциональной фрустрации, сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно изменить поведение. Поэтому первый шаг в работе — гармонизация эмоциональной сферы.
Метод песочной терапии дает возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания.
Данное направление включает в себя мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице с влажным или сухим песком ребенок раскладывает небольшие фигурки и создает образы. Через контакт с песком он переводит в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия является практическим методом, который формирует мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным. В волшебной песочнице всплывает внутренний мир ребенка, который можно рассмотреть, ощутить, изменит. Отражение бессознательного материала ведет к объединению и перемещению опыта в реальную действительность.
Ребенок рисует на песке свой особый мир, который принадлежит только ему. Игра с песком помогает ребенку сосредоточиться на своих чувствах. Песочный мир удобен и подчинен воле детей; ребенок может совершать в нем все те действия, которые он наблюдает в окружающем мире, и трансформировать реальные отношения. Насыпая и сметая песок, трансформируя части или всю картинку, ребенок находит самый значимый для себя образ, самый точный путь от проблемы к цели. Ощущение найденного пути приводит к переживанию счастья, творчества, спонтанности, бесконечных изменений и, главное, авторства не только данного произведения, но и своей жизни.
Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод — песочная терапия — был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу.
Песочная терапия – это, прежде всего, возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Именно поэтому я использую песочную терапию на занятиях в нашем саду.
В песочной терапии используется песочница или поднос стандартного размера, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.
Основная цель песочной терапии : достижение ребенком эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.
Можно выделить определенные возможности и преимущества игр с песком:
• Позволяют снять контроль сознания.
• Освобождают и развивают творческий потенциал и внутренние чувства.
• Позволяют перевести негативный эмоциональный опыт в безопасный
положительный.
• Обеспечивают непосредственную игру, где нет никакого правильного или
неправильного пути.
• Являются непосредственным языком для детей.
• Хорошо подходят для семейной терапии – в целях налаживания детскородительских отношений.
• Могут стать дополнением к другим методам психокоррекционной работы.
• Песочная терапия не только имеет психотерапевтическое значение, но и
активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику и тонкую чувствительность пальцев, что имеет колоссальное значение в процессе развития детей с нарушением зрения.
Этапы создания образа в песочнице с агрессивными детьми :
1. Стадия хаоса. В изображениях характерны хаотические картины и элементы. На этой стадии отражаются и объективизируются эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка.
2. Стадия борьбы. Характеризуется появлением в изображениях чудовищ, сражений, борьбы и уничтожения героев. Постепенно сражения приобретают более организованный характер, появляются первые признаки уравновешенности и герой, который побеждает «силы мрака и зла».
3. Исход. На этой стадии жизнь возвращается в нормальное русло, восстанавливаются прядок и равновесие.
Где ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме – игре свои страхи, желания, сомнения, злость, волнения и мечты – представляет детям песочница. Она является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решение для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его и создает новый, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Кроме того, сам песок обладает уникальным свойством заземлять отрицательные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Детей песок притягивает как магнит, пробуждая их естественную тягу к игре. Свободно играя с песком и «строя свой собственный мир», ребенок легко выражает свои мысли и желания, мотивы и переживания. Это и является главным достоинством песочной терапии – мягко проявлять проблематику и творчески обучить новому поведению.
Таким образом, песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми, благодаря которому они могут в безопасной форме проявить свою агрессию, выразить гнев и проработать негативные эмоции. Он проживает и приобретает опыт объективного и безусловного принятия его самого и его действий, что поднимает самооценку и дает ощущение собственной значимости.
Список литературы :
1. Журнал «Вестник практического психолога образования» № 1, 2006 г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Практикум по песочной терапии» СПб. : Питер, 2002 г.
3. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг общения с ребенком» изд. «Речь», СПб. : Питер, 2003 г.
5. Практикум по арт-терапии/ под ред. А. И. Копытина/ СПб. : Питер, 2001.
6. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – 2-е изд. – М. : Педагогика-Пресс, 1997 – 440 с.
7. Романов А. А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» Москва, 2002 г.
8. Романов А. А. «Направленная игровая терапия агрессивности у детей» Москва, 2004 г.
9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
10. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия» С-П., 2001 г.