Сапина Юлия Анатольевна
«Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.
Сегодня учреждению необходим педагог, владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса с детьми, ориентированными на личность ребенка. Педагог, способный прогнозировать результаты своего труда, умеющий реализовать на практике обновленные требования к содержанию и качеству образования, а также способный воплощать свои педагогические ожидания и мотивированный на профессиональное самосовершенствование, постоянно повышающий свое педагогическое мастерство.
Публикация «„Профессиональный портрет“ современного педагога дошкольного образования» размещена в разделах
В период внедрения ФОП, одной из целей повышения профессионального уровня и компетентности педагога является формирование новых профессиональных качеств.
Принятые на уровне дошкольного образования «Федерально образовательной программы» являются основой к необходимому уровню квалификации педагогических работников, определяют основные компетенции, которыми должны обладать педагоги для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
В связи с тем, что ФОП содержит требования к кадровым условиям, то одной из главных задач дошкольного образования является повышение мастерства педагогов, соответственно и повышение качества образования в ДОУ. Требования образовательных стандартов представляют возможность каждому педагогу для профессиональной самореализации.
Каков же профессиональный портрет современного педагога?
Педагог 21 века – это :
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Открытый к общению с детьми и их родителями;
4. Способный организовать рефлексивную деятельность;
5. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности;
6. Обладающий высокой ответственностью за психологическое благополучие ребенка.
Формирование этих компетенций предполагает развитие умений педагога :
• проектировать содержание образования в рамках основной образовательной программы;
• применять педагогические технологии взаимодействия с воспитанниками, родителями;
• создавать и обогащать культурно-информационную предметно-развивающую образовательную среду;
• проводить педагогическую диагностику развития детей;
• осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов, моделей, технологий дошкольного образования и оценивать их результативность;
• владеть ИКТ-компетенциями.
Воспитателем-профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки.
В связи с введением ФОП перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости смены способов общения и взаимодействия с ребенком, родителями, друг с другом.
Одной из основной задачи педагогов дошкольного учреждения является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральной образовательной программой меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.
Воспитатель – это ответственная и сложная профессия.
Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми.
Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке.
В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания.
В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа.
Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.
Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому необходимо пересмотреть свои жизненные позиции, выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка.
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!
Воспитатель – это не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, отдавая всю душу.
Современный педагог – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:
• Заботься о развитии ребенка
• Любить детей.
• Уважать ребенка
• Верить в ребенка.
• Знать ребенка
• Понимать ребенка
• Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка
• Беречь и развивать чувство собственного достоинства
• Стать другом
Только следуя этим принципам возможно воспитание у ребенка таких черт как внимание, благородство, благотворительность, патриотизм, добро, доверие, долг, достоинство, интеллект, красота, культура, мудрость, образованность, ответственность, понимание, совесть, сопереживание, справедливость, милосердие, сострадание, сочувствие, тактичность, трудолюбие, честь, чуткость.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен. То есть способен качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности.
Современным детям нужны современные педагоги. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.
Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми, и их родителями;
- внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Современный воспитатель, какой он? Какими качествами он должен обладать?
Сегодня вы уже приняли участие в опросе:
«Какой он, современный воспитатель»? Какие качества характеризуют его?
Прежде всего он должен быть
Список личностных качеств воспитателя мы видим на стенде.
(СТЕНД С КАЧЕСТВАМИ)
1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям.
Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
2. Высокие нравственные качества.
Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
3. Организаторские способности.
Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя.
4. Трудолюбие.
Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если всем сердцем любить свою профессию — работать одно удовольствие.
5. Позитивный настрой.
Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
6. Способность к творчеству.
В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, навыков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Современный воспитатель должен иметь глубокие знания по:
• педагогике
• возрастной психологии
• основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
• этике и эстетике
• принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.
Воспитатель ДОУ должен:
• знать и уметь применять методики обучения и развития детей
• уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.
Среди профессионально важных качеств воспитателя выделяют:
• владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
• широкая эрудиция
• педагогическая интуиция
• высокий уровень интеллекта
• высокоразвитая нравственная культура.
Роль воспитателя в образовательном процессе велика. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Заключение
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников. С одной стороны, он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами и педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
Итак, портрет современного педагога – это :
1. человек - добрый, чуткий, внимательный, любящий не только детей, но и свою работу, морально устойчивый, коммуникабельный;
2. педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, профессионал своего дела;
3. личность – творческая и находчивая, неординарная, умеющая заинтересовать и найти подход к каждому ребенку.
Я думаю, что воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.