Наталия Калинина
Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка педагога дополнительного образования
«Проектная деятельность в системе
дополнительного образования детей».
2024 г.
Вступление
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Темочки:
Дополнительное образование сегодня направлено не только на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, но и на обеспечение их адаптации к жизни в современном обществе. Достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка, его способностей, коммуникабельности, креативности, умения подстроиться под ситуацию и быстро реагировать в нестандартных обстоятельствах, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий и культур.
Гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в жизни и профессии. Проявление гибких навыков сложно отследить, измерить или показать, но важность таких навыков заставляет педагогов искать методы, способные их эффективно формировать.
Одним из таких инструментов является проектная деятельность.
Проектная деятельность детей является одним из методов обучения, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Учебные проекты объединяют знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщают детей к конкретным жизненно важным проблемам.
Актуальность методов проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.
Задачи проектной деятельности :
1. Обучение планированию.
2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов.
3. Развитие умения анализировать.
4. Формирование умения составлять письменный отчет.
5. Формирование позитивного отношения к работе.
Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Проектная деятельность, являясь интерактивным методом обучения, позволяет повышать мотивацию учащихся к учению, формировать у них комплекс умений самого себя.
При использовании интерактивных методов акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учителя и учащихся. Педагог определяет направление учебной деятельности, контролирует соблюдение времени и порядка выполнения заданий, при необходимости даёт консультации учащимся, помогает им разрешить серьёзные затруднения. Изменяется обстановка на учебном занятии, данные методы позволяют отойти от привычных требований к дисциплине: учащиеся при такой организации учебного процесса взаимодействуют друг с другом, а учитель заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на достижение сформулированных учащимися целей.
Именно система дополнительного образования детей является площадкой для органичного и эффективного использования проектного метода, создавая благоприятную среду для развития у детей конкурентоспособных навыков.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Важной задачей при организации проектной деятельности является обеспечение и сохранение авторства ученика. Учащийся самостоятельно выдвигает идею исследования, совместно с руководителем обсуждает возможные пути работы, анализирует полученные результаты. Руководитель исследовательской работы планирует ожидаемый образовательный результат, вместе с автором обсуждает ход и результаты работы, не навязывая свое мнение.
Типы проектов :
- по характеру проектируемых изменений : инновационные, поддерживающие;
- по направлениям деятельности : образовательные, научно-технические, социальные;
- по масштабам: мегапроекты, малые проекты, микропроекты;
- по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация учебных проектов :
Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель – участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых – получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня, музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление деревянной хлебницы.
В современном образовании различают проекты :
Исследовательские – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Информационные (ознакомительно-ориентировочные) – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Творческие – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома, серии иллюстраций и пр.
Практико-ориентированные – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Выполнение изделия, удовлетворяющее конкретную потребность и затрагивающее интересы всех участников проекта, либо направленное на решение общественных проблем.
Приключенческие (игровые) – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра.
В последние годы стали популярны социальные проекты – волонтерские, направленные на взаимодействие с другими людьми или на решение социальной проблемы.
По содержательному наполнению учебные проекты делятся на :
Литературно-творческий проект – это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету и т. д.
Естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т. д.)
Экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т. д.).
Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований.
Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты.
Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда учащиеся могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение.
Проектная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой (или коллективной). Если говорить о групповой организации проектной деятельности, то в группе должно находиться не более 4–6 учеников – микрогруппа (группа, проектная команда). Большее количество участников микрогруппы приводит к потере активного участия каждого. Таким образом, чтобы команда была полноценной и были задействованы все в равной степени, оптимальное число участников 4–6 человек.
Между участниками проектной команды могут складываться разные типы отношений:
1) подчиненной кооперации, например, когда педагог предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта;
2)равной кооперации, предполагающей постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта;
3)сетевые отношения, построенные по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта. Участники сети периодически на добровольной основе то актуализируют процесс взаимодействия, то на какое-то время дистанцируются друг от друга.
Как определить направление проектной деятельности учеников?
Проектная деятельность открывает возможность самосовершенствования не только ребенку, но и педагогу, руководителю проекта, поэтому можно предложить следующую логику определения направления проектной деятельности : педагог определяет тему, в которой он лучше всего разбирается, а также интересную самому ученику.
Инициатива в выборе направления и выделения проблемы должна принадлежать ученику.
Педагогу важно оценить педагогический потенциал задуманного учебного проекта, т. е. определить, какие педагогические цели могут быть достигнуты в результате его реализации, какие будут (могут быть) решены задачи, какой предметный и личностный продукт получен.
Функции проектной деятельности :
Развивающая – отработка навыка выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, затем в краткосрочном или долгосрочном периоде оценивают эффективность принятых решений (проект позволяет мыслить, анализировать и рассматривать проблему с различных точек зрения).
Образовательная – знакомство с новыми знаниями, терминами и умениями.
Воспитательная – развитие у детей личностных качеств, способствующих успешному дальнейшему обучению и профессиональному становлению.
Расширение кругозора, воспитание ответственности за результат труда, коммуникативные качества, умение работать в коллективе, выполнять определенные коллективные роли, формирование лидерских качеств, умение делать публичные выступления, презентации и самопрезентации.
Название проекта должно отражать предметную область, фиксировать определенный результат и отражать конкретное достижение.
В приведенном ниже примере отражены наиболее распространенные требования к учебным проектам :
Титульный лист – название, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, населенный пункт, год.
Содержание проекта – отражает названия и номера страниц в тексте всех частей, глав, пунктов проекта, перечня информационных источников, приложений; формируется автоматически средствами текстового редактора.
Введение – 1– 2 страницы: исходный замысел (назначение, актуальность, краткое описание проблемы, цель, задачи, новизна, практическая ценность.
Если проект исследовательский, то обязательно описываются: гипотеза, объект, предмет исследования, методики.
Теоретическая часть - отражает исторические, теоретические аспекты по рассматриваемой теме проекта, проработку вопроса в информационных источниках, значимые для выполнения проекта примеры из жизни, общедоступные данные и прочее. Завершается глава краткими выводами по отраженным материалам, которые станут обоснованием для практической части проекта.
Практическая часть – описывает проводимые в рамках проекта исследования и их результаты или практические действия, направленные на получение продукта проектной деятельности. Завершается глава краткими выводами по приведенным материалам.
Общие выводы или заключение. В заключении отражаются обобщенные выводы, рекомендации, применение полученных проектных результатов или продукта, перспективы дальнейшего развития темы, проблемы.
Для исследовательского проекта обязательным является ответ на вопрос о доказательстве гипотезы или ее опровержении.
В результате проектной деятельности у ученика должен получиться конкретный продукт.
Что же можно считать продуктом проектной деятельности?
1. Интеллектуальный продукт – подтверждение гипотезы или ее опровержение, получение учеником новых статистических, информационных данных, математических расчетов в результате проведенного им исследования, например, какого-то произведения (литературного, музыкального, художественного, исторического и т. п., или какой-то области жизнедеятельности человека (правовой, социальной, бытовой, спортивной или различных видов взаимоотношений и их психологических аспектов, техники, технологий и т. п.
2. Материальный продукт – то, что можно увидеть, услышать, потрогать (т. е. осязать нашими органами чувств, использовать быту, досуговой, повседневной, образовательной или профессиональной деятельности (например, компьютерная программа, сайт, блог, художественное или литературное произведение, изделие или схемы, чертежи, макеты этого изделия). Продуктом может пользоваться сам ученик, или кто-то другой.
Заключение
За годы внедрения проектной деятельности в учебную программу, метод проектов стал неотъемлемой составляющей в процессе обучения в учебном объединении. Он дает учащемуся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка.
В проектной деятельности учащиеся :
- овладевают навыками работы с источником информации, технологиями, овладевают навыками самоорганизации;
-учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;
- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.
В ходе работы над проектом у учащихся развиваются навыки работы в группе, формируется культура публичного выступления и т. д.
Проектное и научно-исследовательское обучение следует использовать ка дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех ступенях, так и в рамках дополнительного образования).