Людмила Сёмина
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность в детском саду»
Воспитатель: Сёмина Людмила Михайловна
МБДОУ «Детский Сад Компенсирующего Вида № 11»,г. Орел
Развитие дошкольного образования в современном мире поднялось на более высокий уровень. Дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать: модель выпускника определена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к окружающему миру, природе, к себе и людям.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
У современного педагога дошкольного образования имеется огромный выбор методов работы с детьми. И всё чаще в современных научно-методических материалах и описании передового педагогического опыта можно встретить упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Перед педагогами нашего детского сада на данном этапе стоит задача поиска эффективных средств формирования у детей лексики природоведческой тематики. Одним из таких средств является проектная деятельность. В рамках реализации данной задачи, в нашей группе было реализовано несколько проектов» : «Красная книга Орловской области», «Символы Олимпиады», «Животные леса».
Остановлюсь подробнее на проекте «Красная книга Орловской области».
Экологический проект «По страницам Красной книги Орловской области» направлен на расширение и углубление представлений детей подготовительной к школе группы об исчезающих видах растений и животных Орловской области.
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Основными задачами проекта являлись :
- обогащение и активизация природоведческого словаря,
- формирование навыков составления описательных рассказов о редких растениях и животных
- формирование поисковой деятельности дошкольников.
Вид проекта : информационно-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продукт проектной деятельности : Красная книга Орловской области, изготовленная детьми совместно с родителями.
Реализация проекта включала три этапа.
На начальном этапе мы обобщали представления детей о растениях и животных, провели беседы о природоохранной деятельности человека, в частности о создании заповедников, национальных парков, о создании Красной книги.
Совместно с детьми обсудили, каким образом можно узнать о Красной книге Орловской области, растениях и животных: прочитать в книгах, посетить библиотеку, музей, посмотреть в энциклопедиях, интернете.
С этой целью была организована экскурсия в детскую библиотеку им.
М. Пришвина, в ходе которой почерпнули информацию о самой Красной книге, из видеофильма и выставки познавательной литературы узнали о растениях Красной книги нашего края.
Изучая литературу, вместе с детьми определили круг растений и животных, о которых дети будут вместе с родителями собирать информацию с целью дальнейшего изготовления Красной книги Орловской области. При этом учитывался интерес детей, необычность объектов природы, например: зубр, выхухоль, рябчик шахматный и другие.
С целью привлечения родителей для участия в проектной деятельности провели родительское собрание.
На втором, исследовательском этапе, перед нами стояла цель изучения объектов Красной книги Орловской области.
Для её решения была организована экскурсия в Орловский краеведческий музей. Изучая экспонаты, дети получили представления о представителях животного и растительного мира, обитающих на территории Орловской области, в том числе и занесенных в Красную книгу, их внешнем виде, особенностях поведения.
Уточнение знаний детей осуществлялось в процессе рассматривания энциклопедий, чтения художественной литературы, бесед, игровой деятельности. Нами были подобраны и систематизированы разные виды игр: дидактические, подвижные.
В процессе музыкально-ритмических упражнений дети изображали образы знакомых растений, животных.
В процессе продуктивной деятельности дети изображали зубра (лепка из пластилина, сову-сплюшку (из соленого теста, кувшинку (конструирование из бумаги, домового сыча (из природного материала).
С детьми обсуждались правила поведения в лесу, знакомили их с природоохранительными знаками.
В рамках проекта обобщали представления детей о лекарственных растениях, которые характерны для Орловской области.
Для решения основной задачи проекта (обогащение природоведческого словаря) были разработаны примерные словарики по каждому объекту природы, входящему в Красную книгу. Эти словарики включают в себя лексику, доступную детям старшего дошкольного возраста и необходимую для описания представителя животного и растительного мира. Эти словарики впоследствии стали составной частью Красной книги, изготовленной детьми, педагогами, родителями.
Родители были активными участниками нашего проекта. Нами была организована экологическая акция «Птичья столовая», заключающаяся в изготовлении кормушек и скворечников.
Семьи охотно откликнулись на акцию, подготовили целые фоторепортажи о совместной с детьми работе.
Все изготовленные кормушки нашли свое место на участке детского сада, в том числе и на участке малышей.
Акция включала в себя элементы исследовательской деятельности. Детям был предложен опыт «Подбери клюв», цель которого выявить взаимосвязь клюва птицы и потребляемого ею корма. Дети с помощью разных подручных средств пытались ухватить разный корм (ягоды в высокой бутылке, в широкой миске с водой, орехи в скорлупе и др.). В результате дети вместе с педагогом пришли к выводу: птицы питаются разным кормом; клюв птицы приспособлен для корма, который она ест.
Кроме этого, дети вместе с родителями отбирали интересную, доступную для дошкольников информацию о выбранном животном или растении, оформляли её, готовили совместные рисунки, составляли рассказы о своем объекте природы.
На заключительном этапе состоялось развлечение «По страницам Красной книги Орловской области», в ходе которого состоялась презентация Красной книги родителям. Так же со своей Красной книгой дети познакомили малышей, подарили им природоохранные знаки.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Сформирован коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и, конечно, детей.
Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. А это становиться возможным при использовании в работе проектного метода, ведь проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.