Татьяна Луговая
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Данную консультацию для воспитателей я проводила, когда мы начали осваивать метод проектов. Надеюсь мой материал пригодится.
Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Основные требования к использованию метода проектов :
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска, для ее решения (например, перевод ДОУ в новый статус);
Темочки:
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);
• Выдвижение гипотезы их решения;
• Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческие отчеты, просмотры и т. д.)
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Корректировка;
• Выводов, выдвижение новых проблем исследования.
Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры) :
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
Выдвижение гипотез решения выявленных проблем (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование данных гипотез.
Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
Защита проектов;
Выдвижение новых проблем.
Проекты бывают : исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д.
Исследовательские проекты – подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, совпадающую с научным исследованием.
Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры деятельности участников. Оформление результата предоставляется в виде сценария, драматизации, программы праздника, альбома, фотографий и т. д.
Ролево- игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта или вырисовываться к завершению проекта.
Информационные проекты – направлены на сбор какой-либо информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные проекты – требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности.
По продолжительности проекты могут быть : краткосрочными (решаются на нескольких занятиях, средней продолжительности (1-2 мес., долгосрочные (до одного года).
Классификация проектов
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта : к кому обратиться за помощью, источники, предметы использования.
3. Выполнение проекта.
4. Подведение итогов.
Классификация:
По составу участников
Целевой установке
Тематике
Срокам реализации
В практике ДОУ используются следующие типы проектов :
Комплексные (мир театра, здравствуй, Пушкин, книжкина неделя)
Межгрупповые (мир животных и птиц, времена года)
Творческие (любимые сказки, мир природы, рябины России)
Групповые (познай себя, подводный мир, веселая астрономия)
Индивидуальные (я и моя семья, секреты бабушкиного сундука, сказочная птица)
Исследовательские (мир воды, питание и здоровье).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
Развитие познавательных способностей
Творческого воображения
Творческого мышления
Коммуникативных навыков.
Задачи для каждого возраста:
Младший дошкольный возраст – вхождение в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути решения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.