Любовь Сидорова
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет основные направления личностного развития детей дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество. Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится субъектом, то есть полноценным участником образовательных отношений. При этом также важна поддержка ребёнка со стороны взрослого в различных видах детской деятельности.
Публикация «Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования» размещена в разделах
С самого рождения одним из важнейших оснований развития человека предъявляется побуждение к знакомству и взаимному действию со всеми, окружающими его, потребность отыскивать и решать новые задачи. Быть первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает – главное предназначение ребенка.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Отсюда следует, что поступающая информация полноценно осваивается детьми, если они постигают ее в действии, произведенном и осмысленном самостоятельно. Именно подобная специфика и делает проектную деятельность востребованной с самого раннего возраста, занимающей достойное место в деятельности дошкольных образовательных организаций, делая интересным и привлекательным процесс и для детей, и для взрослых.
Индивидуализация в проектном методе проявляется в процессе создания и осознания каждым ребёнком собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, в которой он свободно определяет и реализует свои собственные цели и добровольно несёт ответственность за конечные результаты этой деятельности. Каждый ребёнок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности. Технология проектирования даёт возможность педагогу в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, при этом обеспечивает каждому ребёнку признание собственной важности и необходимости в коллективе, причастности к общему делу.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, и становится инструментом саморазвития дошкольников.
Суть проектной деятельности – это разнообразные виды самостоятельной деятельности, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка. Проектная деятельность основана с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, изучения, исследования и т. п.).
Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, формирует привычку самостоятельно искать пути решения, при этом учитывая имеющиеся условия. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Поэтому из множества методов, разработанных и внедрённых в практику работы дошкольных учреждений и направленных на индивидуальное сопровождение ребёнка, именно метод проектов является сегодня одной из самых привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Её можно рассматривать как вид культурной практики ребёнка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных умений, навыков и действий.
Проектная деятельность как вид культурной практики – это создание педагогам таких условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, приобретая его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать его.
Песталоцци писал – «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Именно проектная деятельность позволяет ребёнку всё самостоятельно узнать и почувствовать.
Начиная с младшего возраста, проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников. Организуя метод проектов, педагог имеет возможность осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку данная деятельность предполагает не только взаимодействие детей друг с другом и педагогом, но и активное их сотрудничество, сотворчество, исследовательское поведение, интересы, игру. А интеграция является одним из ведущих принципов образовательного процесса в дошкольной организации.
Особенность детско-взрослого проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по выбранной теме занятия, игры, конкурса, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественным образом сказывается на результатах. А привлечение специалистов дошкольного учреждения : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре – помогает сделать проект более познавательным и ярким.
Проектная деятельность дошкольников по своему характеру может быть познавательно - исследовательской, игровой и творческой, а по продолжительности проекты разделяются на краткосрочные (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочные (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста актуальны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, которые чаще всего организуются при участии родителей или совместно с ними. А для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, и может активно развиваться, на какое-то время приостанавливаться и снова нарастать по мере активности детей.
Независимо от вида любые проекты на каждом этапе их реализации всегда нуждаются в сопровождении взрослого, который наводит детей на проблему или провоцирует её возникновение, при этом стараясь вызвать к ней интерес. Увлекая дошкольников в совместный проект, педагог по ходу решения поставленных задач помогает детям находить необходимые способы и средства для их решения.
Управление проектной деятельностью приводит педагога к трансформации взглядов. Из передающего готовые знания он превращается в инициатора исследовательской деятельности своих воспитанников и помогает им в приобретении универсальных компетентностей, обеспечивающих успешное функционирование во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Отличие метода проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации состоит в следующем:
- практичность использования воспитанниками полученных знаний и умений;
- промежуточность постановки задач, возможность их варьирования, усиливающая независимость и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, обеспечивающей открытый результат, личная направленность на него.
Проектная деятельность содержит :
- задачу для детей, оформленную в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- набор форм взаимодействия детей с воспитателем и между собою;
- обнаруженный детьми способ решения проблемы проекта в качестве результата деятельности.
Проектная деятельность детей дошкольного возраста в зависимости от направления приобретает познавательно-исследовательский, игровой или творческий характер.
Н. Ю. Пахомова выделяет несколько этапов, которые включает в себя метод проектов и только при их соблюдении можно говорить о том, что проектная деятельность реализуется в детском саду:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Для педагога в проектной деятельности самым сложным является обозначение и формулировка проблемы для детей таким образом, чтобы они захотели её решить, чтобы у них появился интерес к исследованию и творческому поиску.
Как правило, продукт проектной деятельности дети предлагают сами. Это чаще всего происходит после погружения детей в проблемную ситуацию. Главное для педагога состоит в том, чтобы поддержать детскую активность и помочь ей развиваться самостоятельно.
Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности дошкольника, которое определяется задачами развития и исследовательской деятельности.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки; помогает ему осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий; проявить индивидуальность, сформировать нравственные качества. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
Применение проектной деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Потенциал проектной деятельности велик и разнообразен. Каждый проект позволяет увидеть «движение вперёд» каждого ребёнка в его собственном пространстве развития и образования. А все индивидуальные универсальные компетентности, приобретённые ребёнком, будут способствовать его успешной деятельности в разных жизненных ситуациях.
Литература:
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
2. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? //Методист. – 2004. - №1.