Юлия Вишницкая
Проектная деятельность как одна из форм работы по формированию культурно-нравственных ценностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в культурно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Именно в детстве происходит развитие всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, приобщение ребенка к культуре своего народа, образование нравственных навыков и привычек. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков, традиции своего народа. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое культурно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Таким образом, культурно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Проектная деятельность как одна из форм работы по формированию культурно-нравственных ценностей у дошкольников» размещена в разделах
Культурно-нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности, целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Формирование культурно-нравственных ценностей необходимо осуществлять в соответствии с ФГОС ДО. Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Одной из задач является формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие качества и способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, творческая направленность, знание правил культуры поведения, образование твердых нравственных привычек и формирование моральных качеств.
Цель: приобщение детей к нравственным и культурным ценностям своего народа.
Задачи:
1. объединение образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
2. расширение социального опыта, принятие общепринятых норм правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
3. становление творческого начала, развитие воображения ребёнка по средствам вовлечения его в активный процесс познания.
Проектная деятельность.
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых (родителей, воспитателей, специалистов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
- проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагогов, родителей, сотворчество ребят и взрослых;
- развитие социально-коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков (дети рассказывают о своей работе, в том числе в форме игры (экскурсоводы, ученые-исследователи и др., представляют продукты творческой деятельности – альбомы, плакаты, рисунки, макеты и т. д.).
- развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется поставленными в ходе проекта задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи общие, специфичные для каждого возраста.
Последовательность работы педагога над проектом :
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
• даёт домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности.
1 этап. Подготовительный.
«Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап. Основной.
«Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
3 этап. Заключительный.
«Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
«Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
В настоящее время проекты классифицируются :
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. исследовательские -творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
• межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
• творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
• групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
• исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают: краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Практическая часть.
Реализация проекта : «Мама милая моя».
Социальная значимость проекта состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью культурно-нравственного развития.
Вид проекта : творческий, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации: 2 недели.
Участники проекта : дети, педагоги, родители. Актуальность: Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие качества и способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность. Через чтение стихов о маме, слушание песен про маму, малыши развивают не только слух, речь, но и знание о роли мамы в жизни ребенка, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. Этот проект направлен на сближение ребенка и мамы, еще крепче любить, ценить, уважать, заботиться о самом близком человеке. Цель проекта : развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация его творческого потенциала.
Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с праздником «День матери».
2. Расширять представления детей о роли мамы в семье.
3. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме,стремление ей помогать, радовать ее.
4. Способствовать развитию детской речи (чтение стихов, составление рассказов о маме).
5. Развивать коммуникативные навыки детей.
6. Обогащать словарный запас детей, развивать память, зрительное внимание.
7. Развивать мелкую моторику через художественное творчество детей (ИЗО).
8. Способствовать развитию двигательной активности у детей.
Предполагаемый результат: сформировать элементарные представления о празднике «День матери», о роли мамы в жизни ребенка; развивать познавательную активность, любознательность; сделать стенгазету «Маме», подарки «Букет для мамы».
Реализация проекта : «Мама милая моя», состоит из трё х этапов: подготовительный, практический и заключительный.
На первом подготовительном этапе была изучена и подобрана литература: художественные произведения, песни, стихи о маме, иллюстрации, сюжетные картины по данной теме и разработан план реализации проекта.
Второй - основной этап был направлен на реализацию поставленной цели и задач. На данном этапе я использовала следующие формы работы с детьми :
• Беседа с детьми о маме, семье: «Расскажи о маме», «Моя мама лучше всех», «Почему мама расстраивается», «Как помогаю маме», «Чем я порадовал маму».
• Чтение произведений о маме: Е. Благинина. «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Мамин день», Я. Аким. «Мама», А. Барто «Разлука», «Мама поёт», В. Берестов «Праздник мам», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…», • Прослушивание и заучивание песен: «Я пеку, пеку, пеку…», «Песенка мамонтёнка», «Мама» (первое слово, главное слово….).
• Рассматривание и беседа по иллюстрациям «Какие бывают мамы»
• Словесные игры: «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т. д.). «Скажи ласково», «Чья мама?».
• Дидактические игры: «Приготовь обед», «Накрой на стол», «Мама – детеныши».
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Встреча гостей», «Дочки-матери», «Семья».
• Физ. минутка. «Помощники»
• Выпуск стенгазеты: «Маме»
На третьем заключительном этапе было проведение мероприятия «Мама милая моя» и вручены подарки мамам.
В ходе реализации проекта у детей сформированы элементарные представления о празднике «День матери» ,о роли мамы в жизни ребенка сделаны подарки для мам и стенгазета «Маме». Цель достигнута, все задачи реализованы.
Заключение.
Анализируя свою работу, пришла к выводу, что метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Данный метод дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Необходимость особого внимания к культурно-нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это составляет суть культуры. Поэтому, если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.
Культурно- нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребенка – в определенной последовательности – основных элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основа долга. Практика же показывает: многие родители не представляют, в каком возрасте и под воздействием каких факторов складывается механизм культурно- нравственного развития ребенка. Педагог, знающий об этом механизме, может и должен выступать в качестве консультанта при решении вопросов культурно-нравственного становления ребенка.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Гербова В. В Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М. : Просвещение.
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
4. Сахипова З. Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987.