Надежда Налимова
«Проектная деятельность, как форма работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»
В. А. Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации личности. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего развития ребенка их взаимодействие необходимо.
Одной из наиболее эффективных форм партнерского взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность.
Публикация «„Проектная деятельность, как форма работы с родителями“» размещена в разделах
Проектная деятельность в соответствии с «Законом об образовании в РФ» и ФГОС ДО позволяет:
организовывать совместную деятельность детей и взрослых, признавая ребенка субъектом образовательных отношений,
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества,
создавать условия для участия родителей в образовательной дея-тельности,
охватывать все образовательные области:
- познавательное,
- социально – коммуникативное,
- речевое,
- художественно – эстетическое,
- физическое развитие.
Участниками проекта являются дети, родители и педагоги.
Руководителем проекта является педагог (воспитатель, который организует познавательную деятельность воспитанников и активно вовлекает родителей в совместную работу над проектом совместно с ребенком.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в ДО - сотрудничество, содействие, партнерство с ребенком и педагогами ДОУ.
В проекте должны быть заинтересованы все его участники, т. е. тема проекта (его проблема) должна быть актуальна для всей команды проекта. Родители должны включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.
Взаимодействие педагога с родителями начинается с разработки совместного проекта для всех участников образовательного процесса.
Педагог вовлекает родителей в работу над проектом на любом его этапе.
Содержание работы проекта :
1 этап – подготовительный (обсуждение целей и задач с родителями и детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта);
2 этап – практический (реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, привлечение родителей к совместной деятельности);
3 этап – завершающий:
Оценка этапов реализации проекта;
Обобщение материалов проекта;
Подведение итогов;
Защита проекта (презентация реализованного проекта родителям).
Формы участия родителей в проектной деятельности :
1. Мотивационная поддержка (заинтересованность в теме реализуемого проекта)
2. Информационная поддержка (родители являются источником инфор-мации для ребенка, помощником в поиске нужной информации)
3. Организационная поддержка (сопровождение детей на экскурсию, в музей и т. д.)
4. Техническая поддержка (фото- и видеосъемка, монтаж материалов, создание презентаций).
Участие родителей в проектной деятельности в виде помощи при :
- изготовлении дидактических игр и пособий, подборе необходимых мате-риалов, художественной литературы (сказок, рассказов, загадок, пословиц и поговорок, потешек и пр.) и атрибутов, игрушек и костюмов,
- написании сценариев, заданий для детей, разработке викторин, квестов, КВНов и пр.,
- подготовке итоговых мероприятий, изготовлении поделок, продукта про-ектной деятельности, создании методической копилки, обогащении РППС, подготовке стенгазет, портфолио и др. ,
- помощь в организации и участие в утренниках, праздниках, постановках, развлечениях, тематических мероприятиях, акциях, флешмобах.
В своей работе по реализации проекта я использую следующие приемы и методы взаимодействия с родителями :
1. Предпроектное родительское собрание, на котором можно обсудить:
вид проекта (исследовательский, творческий, нормативный,
его цель и задачи (цель очень конкретна и зависит от продукта проекта, в задачах должны быть отражены конкретные мероприятия для детей, родителей и педагогов,
его актуальность для всех участников,
на какой промежуток времени проект рассчитан (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный,
какой будет продукт (он должен быть практически значим, реально ощутим для всех участников проекта и презентован в конце его реализации,
какие ресурсы будут использованы:
- информационные : устные, письменные сообщения, интернет, мессенджеры, выставки, музеи и др. ;
- человеческие: участники проекта, спонсоры, заказчики, команда проекта;
- финансовые: расходные материалы, используемые в работе, дидактические материалы, методическая литература и пр. ;
- материально – технические: компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат, видеоаппарат, игры, игрушки, костюмы и т. д.).
2. Для выявления актуальности проекта можно использовать опросы, анкетирование.
3. Для повышения образовательного уровня родителей можно подготовить :
буклеты,
тематические папки – передвижки,
индивидуальные рекомендации,
4. ИКТ – технологии:
- Использование сети интернет (ссылки родителям на полезные сайты)
Это интерактивные игры (платформа LearningApps.org, сайты детских развивающих игр https://www.igraemsa.ru/), инновационные программы и платформы (Сalameo, например, сайты ДОУ, группы, персональный сайт педагога (https://sajt-pedagoga-doskolnogo-obrazovania.webnode.ru/), сайты для участия в конкурсах, олимпиадах (например Проект Инфоурок) и пр.
- Создание:
Мультимедийных презентаций, грамот, благодарностей (PowerPoint и др. приложения, обучающих видео для родителей (Bandicam - программа для записи видео с экрана компьютера).
- Кроме того, для оперативной обратной связи можно использовать мес-сенджеры (WhatsApp и др., где будет удобно общаться посредством письменных или голосовых сообщений, рассылок, работы в группе и т. д.).
С целью создания эффективной системы взаимодействия ДОУ и семьи, вос-питатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Но самый важный результат проектной деятельности – создание настоящего сообщества детей, родителей и воспитателей.
Залог успешного партнерства с родителями воспитанников – это, несомненно, стремление к открытым, доверительным, доброжелательным отношениям, построенным на взаимном уважении, понимании, готовности прийти на помощь.
В подготовительной к школе группе мы с детьми и родителями реализовывали краткосрочный (1 неделя) мини – проект «Ложка - ложечка», используя перечисленные формы и методы работы с родителями.
Продукт проекта : мини-музей «Ложка - ложечка»
https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-prezentacija-mini-muzeja-lozhka-lozhechka-v-podgotovitelnoi-grupe-kombinirovanoi-napravlenosti.html
Результаты проекта :
Вызван интерес к предметному миру, формируются коммуникабельность, дружелюбие, уважение друг к другу и взрослым, наблюдательность, любознательность.
Обогащена РППС для ознакомления дошкольников с предметным миром и народным творчеством.
Родители заинтересовались данной темой и стали активными участниками презентации мини-музея (готовили костюмы, атрибуты для выступления детей, стали участниками театрализованной деятельности).
В старшей группе мы реализовали проект «Загадочный космос».
Была проведена большая работа и детьми, и воспитателями, и родителями.
Со стороны родителей была обеспечена и информационная (книги, энциклопедии, презентации, иллюстрации, помощь ребенку в поиске информации, и организационная, и техническая поддержка.
Продуктом проекта также стал мини-музей «Космос», виртуальную экскурсию можно по мини-музею можно совершить на нашем канале в Ютубе.
https://youtu.be/vcYEwncC5DI