Лариса Василенко
Исследовательский проект «Новосибирский край родной» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Новосибирский край родной».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По времени: долгосрочный (на протяжении всего периода воспитания в ДУ).
Цель проекта: создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольников в процессе приобщения к родной природе, культуре, традициям малой Родины.
Публикация «Исследовательский проект „Новосибирский край родной“ для дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Новосибирская область, Новосибирск
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Аннотация: проект включает в себя систему мини-проектов, которые направлены на приобщение детей дошкольного возраста к природным и культурным ценностям родного края, на формирование экологической культуры, через результаты исследовательской, социальной, творческой деятельности.
Актуальность.
Для малыша родной край это, прежде всего, родной дом, детский сад, природа, люди, дома, это окружающий его мир, который он видит повседневно, поэтому работа началась с проекта «Лучшая площадка детского сада» (младшая группа). Проект решал проблему преобразования прогулочного участка группы с наибольшей пользой для детей и окружающей среды. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего развития у детей бережного, ответственного отношения к окружающей природе, к детскому саду, к своему селу.
Для укрепления отношений «сотрудничества» был разработан проект «Сердце семьи». Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Воспитанница средней группы Настенька рассказала о своей семье с помощью фотоколлажа и рисунков. Инициативу девочки поддержали другие дети и мы составили альбом с семейными фотографиями ребят. Именно этот проект, помог создать в нашей группе особую атмосферу доверия, взаимоуважения, доброжелательности и поддержки инициативы от всех участников. «Мы вместе!» - это наш девиз, а значит, все задачи будут решены. Что и доказали проекты: «Огород на подоконнике» (средняя группа, «Комнатные цветы» (старшая группа). Дети на практике научились использовать имеющие знания, вырастили урожай овощей и комнатные цветы. Родители воспитанников помогли в оформлении огорода, сделали «Паспорт комнатных растений».
Работа с социальными партнёрами началась с проекта «Моя малая Родина». Для развития интереса к истории нашего села, детей должны окружать предметы, характерные для народного быта. С развитием прогресса большинство таких предметов утратили своё практическое значение и увидеть их, а возможно даже потрогать, дети могут только в музее. Мы познакомились с такими темами: «Край, где мы живём» (разделы «Природа родного края», «Животные и птицы нашего края», «Отечество наше – Россия!»; «История нашего села». (разделы «Комната старины», «Предметы русского быта», «Народные промыслы», «Защитники Родины», «Культура русского народа».
В библиотеке дети познакомились с презентацией «Хлеб-всему голова», произведениями детской литературы. Знания воспитанники закрепляли в совместной деятельности с родителями, изготовив книжки-малышки о хлебе.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Мы провели природоохранные акции: «Покормите птиц зимой!», «Юный эколог». Наблюдения на прогулках и экскурсиях, труд в природе, дают образец гуманного отношения ко всему живому.
Участвовали в региональном социально-образовательном природоохранном проекте «Новосибирская область – территория эколят», мы рисовали, лепили, делали поделки; собрали материал о растениях и животных, охраняемых на территории нашего района, об истории заказника «Маяк», оформили «Красную книгу», провели цикл занятий с использованием ИКТ; на встречу с детьми приглашали главного егеря заказника. Родители воспитанников помогли в изготовлении фотоколлажа «Отдыхаем-не вредя!» и эко-плакатов. Участвовали в выставках и конкурсах. (Например, участвовали в районном конкурсе-фестивале «Зелёная волна», стали лауреатами конкурса «Природа. Культура. Экология» в рамках 16 всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» с театрализованной экологической сказкой «История в осеннем лесу» (совместная постановка детей и родителей); ребята - победители и участники всероссийского конкурса «Человек и природа». Участие в конкурсах и выставках раскрыли творческие способности детей)
Разработанная система занятий с использованием ИКТ: «Моя малая родина-село Кочки»; «Виртуальная экскурсия по Новосибирску», «Телепередача о заказнике Кочковского района «Маяк», «Своя игра» - познакомила с достопримечательностями родного края, разнообразила, обобщила и сделала интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.)
Вывод: «Знать, значит любить» - говорит русская народная пословица. Воспитывая молодое поколение, которое знает природу, культуру родного края и уважает его историю, мы учим детей заботиться о настоящем, задумываться о будущем. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».