Приложение МААМ

Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей

Шаихова Валерия Викторовна
Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания и обучения детей с глубокой умственно отсталостью не новая. Расширение опыта обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. К ним относятся: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристики этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. Ребенка с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривать надо как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего интеллектуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. При условии систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, является их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой - разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достижением каждого ребенка, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными. Основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей) жить в обществе людей, пользоваться основными правами гражданина.

Публикация «Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей» размещена в разделах

Становление продуктивных форм деятельности у детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяется особенностями их сенсомоторного, интеллектуального, речевого развития, состоянием деятельности.

Важнейшими задачами раздела являются: формирование интереса к изодеятельности и конструированию, лепке и аппликации, реализация возможностей ребенка в процессе организованной взрослым деятельности, обеспечение условиями, необходимыми для формирования изобразительных и конструктивных навыков, формирование первичных оптико - пространственных связей. Занятия по изодеятельности должны включать в себя несколько видов деятельности, т. е. быть комплексными. Например: лепку и аппликацию, игру и рисование, рисование и аппликацию, рисование и конструирование, аппликацию, конструирование и игру. Это важно для того, когда ребенок не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего занятия на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у детей понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

Самое главное, воспитатель должен продумать содержание, объем и степень сложности каждого занятия в соответствии с возможностями всех детей. В процессе проведения занятия создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен сочетаться с фронтальной работой. Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых воспитателем. Их выбор зависит от содержания занятий, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью. Работа по изобразительной деятельности включает : рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех занятий. Содержание занятий планируется таким образом, чтобы дети могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения замедляется или увеличивается темп прохождения материала. Положительное влияние на ход проведения занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, вести их в течение всего занятия. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово - стихи, загадки, потешки.

Важным элементом занятия изодеятельностью является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Занятия по изодеятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликацию).

В процессе обучения изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие приемы и методы:

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию;

действия по образцу;

действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа;

использование рисунков и аппликаций в процессе других занятий (ФЭМП, развития речи, лепки и т. д.).

Однако, основное значение для детей с психическим недоразвитием имеет не объем знаний ребенка, а сотрудничество с воспитателями или педагогами, которые помогают ему овладеть знаниями, доступными для него.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяет оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание программы.

Публикации по теме:

Сценарий праздника 1 сентября в в интернате для умственно отсталых детей «День занимательных уроков» Воспитатель: Сегодня у нас радостный праздник – первый учебный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте умственно отсталых детей «Лесные музыканты" Оборудование: иллюстрации Ход: Запомните слова со звуком [б], которые встретятся вам в сказке. Купил баран на базаре.

Конспект интегрированного занятия «В гости к бабушке Арине» в специализированной группе для умственно отсталых детей Цель: выявить динамику развития умственно отсталых детей по программе Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зорина, Н. Д. Соколова «Программа.

Консультация «Продуктивные виды деятельности» Ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления.

Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».

Открытый урок по природоведению для умственно отсталых детей «Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом» Ход урока: I. Организация начала урока Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы.

Проблема и основные направления полового воспитания умственно отсталых школьников. Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу.

Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей Рабочая программа учебного предмета: «Математика» Уровень общеобразовательный Срок реализации 2016-2017 учебный год Составлена.

Сценарий праздника в детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Разноцветный мир детства»Сценарий праздника в детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Разноцветный мир детства» Авторы: Веденеева Т. В. Карпова И. А. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги! Вот и наступил для нас долгожданный.

Специфика экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания, под которым понимается единство экологического сознания и поведения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 17:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей» (включая файлы) размещена пользователем Шаихова Валерия Викторовна (УИ 797242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД