Татьяна Завалишина
Проблемы проявления агрессивного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Проблемы проявления агрессивного поведения дошкольников".
Детская агрессивность– это актуальная проблема в наши дни, к которой растет интерес у многих специалистов. Агрессия – активная форма выражения эмоции гнева, проявляющаяся через причинение ущерба человеку или предмету. Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению в основном путем наблюдения агрессивных действий других людей. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.
Темочки:
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
В последнее время увеличилось число дошкольников с агрессивным поведением, повышенным уровнем тревожности, проявлением гнева, неумением владеть своими эмоциями. Вследствие этого появляются проблемы во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети замыкаются в себе или, наоборот, проявляют бурную агрессию по отношению к детям в группе. Агрессивные проявления могут выражаться как в словесной (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет сверстников, так и в физической форме (ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, толкается, бросает предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка). Проявление агрессивности может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых. Такое грубое и «ершистое» поведение ребенка трудно понять и принять детям и взрослым. Педагогу трудно работать с такими детьми и зачастую он не знает, как справиться с их поведением, а родители – как реагировать на агрессивное поведение своих чад. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В психологии в качестве основной причины агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании. В семейном воспитании недостаточно внимания уделяется ребенку. Ребёнок предоставлен сам себе. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений. В последние годы особое внимание уделяется изучению влияния телепередач, кино и мультфильмов на возникновение агрессивного поведения у детей.
В детстве агрессия чаще вызывается ограничением, препятствием, запретами взрослого к достижению цели. Если запретов слишком много и они жесткие, то гнев уйдет внутрь и будет разрушать ребенка, скажется на его психическом и физическом здоровье. Внутренняя причина агрессивности – появление внутреннего дискомфорта. Человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. Агрессивным детям свойственно постоянное ощущение тревоги, отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная).Таким детям необходима помощь взрослого, искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру. Нужно делать акцент на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних, вернуть самоуважение и позитивную самооценку.
Существуют различные формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей. К ним относятся: игровая терапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика, проективный рисунок и рисование пальцами, лепка из глины и пластилина, игры с песком и водой.
Песочная терапия для детей — это игровой способ рассказать о проблемах, показать свои страхи и постараться избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Картины, созданные на песке являются отражением бессознательного. Игры с песком особо подходят детям, которые не могут выразить свои переживания словами, с заниженной самооценкой, с повышенной тревожностью и застенчивостью. Эта методика помогает здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, понизить уровень агрессии. Она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, находящиеся в подушечках пальцев). Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) .Уже после нескольких сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными, начинают свободнее проявлять свои эмоции.
Детство – это особый период закладки фундамента личности, время первичной социализации. Семья по-прежнему остается важной воспитательной ячейкой в нашем обществе!