Марина Евгеньевна
Проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема повышенной детской агрессивности в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Особенно в российских условиях устоявшихся ценностей и традиций, а так же формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста, формирования их эмоционального благополучия [1] ,[2]. Необходимо выявить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт. Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность педагогов и родителей. Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера [3], [6]. В наше время агрессивное поведение очень быстро становится массовым.
Публикация «Проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте» размещена в разделах
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи: изучить уровень проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста; сравнить данные по проявлению агрессивности, разделив детей на мужской и женский пол. Для изучения уровня проявления агрессивности был использован метод тестирования (опросник Басса – Дарки). Необходимо получить информацию для предварительного психологического анализа. Использовался бланк с вопросами и ответами. В тестировании принимали участие младшие школьники : 1. Определить уровень агрессивной мотивации у детей, воспитывающихся в семье и в условиях школы. 2. Сопоставить полученные данные. По результатам тестирования детей, воспитывающихся в семье, показатель агрессивности (сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии, индекс враждебности (сумма показателей подозрительности и обиды, показатель уровня агрессивной мотивации (УАМ) (сумма показателей физической агрессии, вербальной агрессии и раздражения) находятся в норме, никаких отклонений в ходе исследования не было замечено. При этом необходимо учитывать, что УАМ примерно равен агрессивности. В данном случае у 38 % исследуемых детей, которые воспитываются в семье, имеется потенциал агрессии, а у остальных (62 %) идёт подавление личности – УАМ < Агрессивности. При составлении опросника использовались следующие аспекты: – вопрос может относиться только к одной форме агрессии – таким образом, в наибольшей степени ослабляется влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает однозначными «да» или «нет».
Агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как злость; с мотивами – такими как стремление навредить или оскорбить. Данные факторы оказывают мощное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения [4]. Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть мягким, сдержанным, терпеливым, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние ребенка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственного упрямства, несдержанности [5]. Причинив боль другому, насытив вспышку своего гнева, ребёнок продолжает испытывать чувство неудовлетворённости. Педагоги, родители, друзья должны помочь ребёнку и объяснить, что они его союзники в решении внутренних проблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят и заботятся о нём, что его хоятят видеть более сдержанным, добрым. Работая с детьми с повышенной агрессивностью, надо быть внимательными, прогнозировать действия ребёнка и помогать ему в преодолении трудных ситуаций. Сосредоточить своё внимание на малейших изменениях в поведении и в настроении детей.
Литература:
1. Бандура А. Подростковая агрессия. М., 2008.
2. Козырев Г. И. Внутриличностные конфликты М., 2008. С. 108.
3. Кон И. С. Популярная психология для родителей; под ред. Бодалева А. А. М. : Педагогика, 1988. С. 45–56.
4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2007.
5. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3–18.
6. Фурманов И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция. Мн., 2006. 192 с.