Ольга Вострякова
Картотека игр для коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Игры на управление гневом
Шумный оркестр
Вид игры: игра с правилами
Цель: предоставить детям возможность выплеснуть гнев или накопившиеся отрицательные эмоции в приемлемой форме.
Оборудование: музыкальные инструменты, музыкальное сопровождение.
Ход игры:
Публикация «Картотека игр для коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент (барабан, тамбурин, трещотку, погремушку, тарелки, ложки и т. д.). Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестанет дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же выключит музыку, оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка.
Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает. В конце игры взрослый предлагает детям в течение одной минуты послушать тишину.
Танцующие птицы
Вид игры: ролевая
Цель: учить детей расслаблять мышцы верхней части тела.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры:
Дети сидят на полу или на стульях на расстоянии двух вытянутых рук друг от друга. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать птиц, которые танцуют всегда, когда слышат музыку, а когда музыки нет, они сразу же засыпают. Танец птиц очень необычный, они сидят на скале и размахивают крыльями».(Взрослый демонстрирует, как танцуют птицы, при этом движения могут быть любыми, но руки должны обязательно двигаться от плеча, как крылья, а сами движения — быть плавными и свободными.) Затем взрослый включает медленную и спокойную музыку, и птицы танцуют. Через несколько секунд взрослый выключает музыку и тихим голосом говорит: «Птицы устали и уснули». Дети опускают руки на колени, наклоняют корпус вперед, опускают голову и закрывают глаза. После того как все дети расслабят мышцы верхней части тела, взрослый снова включает музыку. Игра повторяется несколько раз.
Здравствуйте
Вид игры: коммуникативная
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Все дети ходят по помещению. Взрослый говорит: «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
* с другом в детском саду;
* с воспитателем;
* с продавцом в игрушечном магазине;
* с клоуном в цирке;
* с любимым дедушкой;
* с соседом;
* с тем, на кого очень обиделись;
* с тем, кого очень рады видеть.
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» — и поаплодируем друг другу.
Ха-ха-ха-ха-ха!
(модификация игры К. Фопеля)
Вид игры: подвижная
Цель: помочь детям получить заряд положительных эмоций.
Ход игры:
Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова. Ведущий (на первых этапах — взрослый, позднее — кто-то из детей) показывает и делает следующее:
- 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».
- 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
- 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
- 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».
Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза («ха-ха-ха-ха»,«хо-хо-хо-хо»,«хи-хи-хи-хи», «хе-хе-хе-хе»). Затем темп еще ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трех раз, до двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произнося последнее «хе», взрослый предлагает детям выплеснуть всю усталость, всю обиду, всю злость, которые накопились у них в теле. В процессе игры разрешается: кричать, произносить слоги разными голосами, пританцовывать и т. д.
Как чихает великан?
Вид игры: игра с правилами
Цель: сплоченность группы, выплеск энергии, снижение напряжения, восстановление сил.
Ход игры:
Взрослый спрашивает детей, знают ли они, как чихает великан. Затем все приступают к обучению: делятся на 3 группы, каждая из которых самостоятельно учится громко озвучивать один из элементов «чиха». По сигналу взрослого все три команды громко и четко произносят свой элемент.
1. первая группа: «Ачи!»
2. вторая группа: «Очи!»
3. третья группа: «Хрящ!»
Зеркало
Вид игры: игра-драматизация
Цель игры: учить детей лидировать и следовать за лидером.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры:
Дети садятся на стулья друг против друга. Звучат небольшие разнопланового характера отрывки музыки. Один ребенок осуществляет движение руками в такт музыки, при этом ладошки должны быть направлены вперед, по направлению к сидящему напротив ребенку. Второй ребенок — зеркало. В его задачу входит повторять движения первого ребенка как можно более точно. Пауза между музыкальными отрывками является сигналом к смене ролей детей. Как только музыка оборвалась, первый ребенок перестает лидировать и начинает играть роль зеркала, а второй — делать движения руками в такт музыки.
Музыка может меняться через неравные промежутки времени: одни отрывки могут быть длинными, другие короткими.
Раздел 2. Игры на снижение уровня личностной тревожности
Настроение и походка
Вид игры: ролевая
Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ход игры:
Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее». Упражнение выполняется босиком на ковре.
Винт
Вид игры: подвижная
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Ход игры:
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!. Стоп!"
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".
Танцующие руки
Вид игры: игра с правилами
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Оборудование: листы оберточной бумаги или обои, по два мелка на ребенка, музыкальное сопровождение.
Ход игры:
"Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.
Разрывание бумаги
Вид игры: игра-драматизация
Цель: снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
Оборудование: старые газеты, журналы.
Ход игры:
В начале игры взрослый может, не объясняя правил, просто предложить детям рвать бумагу. Затем ребята сами берут газеты, журналы и начинают их рвать и бросать кусочки в центр комнаты. Если кто-то из детей сразу не подключается к работе, его нельзя заставлять. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, педагог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.
Скульптура
Вид игры: режиссерская
Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание, и т. д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
Подарок под ёлкой
Вид игры: ролевая
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
Ход игры:
«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делайте глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят, кто о чем мечтает.
Волшебный стул
Вид игры: игра с правилами
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Ход игры:
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5–6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
Драка
Вид игры: игра с правилами
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. Ход игры:
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, сильно-сильно вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Любопытная Варвара
Вид игры: игра с правилами
Цель: расслабление мышц шеи
Ход игры:
Воспитатель показывает и объясняет:
Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, А потом вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслабленна. А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслабленна. А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращение обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслабленна.
Раздел 3. Игры на формирование осознания собственных эмоций,
а также чувств других людей, развитие эмпатии
Снежный ком
Вид игры: коммуникативная
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Ход игры:
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу.
Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
Давайте поздороваемся
Вид игры: коммуникативная
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры:
В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
Мое настроение
Вид игры: коммуникативная
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры:
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Собери пиктограмму
Вид игры: игра с правилами
Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
Оборудование: пикторгамма.
Ход игры:
Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.
Эмоции героев
Вид игры: игра с правилами
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Оборудование: подобранная сказка, карточки с изображением эмоциональных состояний.
Ход игры:
Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Воздушный шарик
Вид игры: игра с правилами
Цель: снять напряжение, успокоить детей
Ход игры:
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
Раздел 4. Игры на развитие позитивной самооценки
За что меня любит мама?
Вид игры: игра с правилами
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Ход игры:
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Я– лев
Вид игры: ролевая
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Ход игры:
«А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
Клеевой дождик
Вид игры: подвижная Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.
Ход игры:
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».
Зайки и слоники
Вид игры: ролевая
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
Ход игры:
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается
стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Я очень хороший
Вид игры: коммуникативная
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе
Ход игры:
«Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
Раздел 5. Игры на саморегуляцию и самоконтроль,
умение владеть собой в различных ситуациях.
Секретное слово
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие умения контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память и внимание.
Ход игры:
Ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имён мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т. п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.
Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!
Да и нет не говорите
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие умения контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции.
Ход игры:
Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Дети в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:
- Ты любишь мороженое?
- Обожаю! (Вместо: «Да!»)
Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.
Репка
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие умения контролировать себя, а также тренировать память, внимание и быстроту реакции.
Ход игры:
Игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:
Репка – на два хлопка в ладоши
Дедка – на слова «кхе-кхе»
Бабка – на слова «ой-ой»
Внучка – на слова «ля-ля»
Жучка – «гав-гав»
Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»
Мышка – «пи-пи»
Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т. д.
Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо
знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.
Сокровища пирата
Вид игры: ролевая
Цель: развитие умения контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку.
Ход игры:
Водящий (обычно – взрослый, но можно и меняться ролями) – это пират. Он сидит в определённом месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов. Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснёт». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.
Разведчики
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие наблюдательности, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции.
Оборудование: любая игрушка
Ход игры:
Ведущий прячет (ставит или кладёт где-либо на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку из киндер-сюрприза, например, который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет её.
А-а-ах
Вид игры: игра с правилами
Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.
Ход игры:
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.