Анна Моисеева
Проблемы межнационального общения в детском саду
«Проблемы межнационального общения в детском саду».
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается интеллектуальный и духовный базис будущей личности - отношение к миру, к сверстникам и взрослым; формируются познавательный интерес к происходящим событиям и эмоционально-нравственная сфера.
Публикация «Проблемы межнационального общения в детском саду» размещена в разделах
Национальное сознание, культура межнационального взаимодействия — вряд ли кто усомнится в актуальности этих понятий в жизни современного человека. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисной ситуации в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем с самого раннего дошкольного возраста
Большинство дошкольных учреждений, опираясь на концепцию дошкольного воспитания, ищут новые формы организации образовательного процесса, изменяют его содержание. При всем многообразии современных образовательных программ по дошкольному воспитанию приходится констатировать, что не во всех учитывается национальная специфика регионов. В настоящее время в педагогике принята идеология толерантности, основанная на воспитании культуры межнационального общения, истоки которых находят в предпосылках, сложившихся веками за длительный период совместного проживания и труда разных народов.
Процесс взаимовлияния культур объективно имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительным явлением можно считать, что близкое общение людей разных национальностей духовно обогащает их, создает условия для взаимоуважения. В то же время наблюдается, особенно в городской местности, психологическая индифферентность в отношениях людей. Равнодушие к человеку, оторванность от благотворного влияния родной природы, резкое шумовое "безличное" общение через компьютеры и видеофильмы вырабатывают в детях и молодежи акультурные стремления. В полиэтнической среде любое нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интерпретацию, приводящую часть людей к негативным стереотипным представлениям о «соседних» этносах.
Эти проблемы определяют необходимость поиска эффективного содержания воспитания гуманного отношения к сверстникам иной национальности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы не только к человеческим ценностям, но и к отрицательным проявлениям.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л. Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».
Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. В отличие от городской улицы, чаще всего оказывающей отрицательное влияние на молодежь, деревенская улица всегда воспитывала, наказывая общественным порицанием за необдуманные поступки, разгульную жизнь, бездеятельное времяпрепровождение.
Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица, Кузьминки и т. д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой — и труд, и отдых, и развлечения. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность воспитуемого. А. П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы».
Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественным: деревья, солнце, небо оказывают на человека, являющегося частью самой природы, неизмеримо большее облагораживающее воздействие, нежели стены наших домов и воспитательных учреждений.
Особо следует подчеркнуть, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики. Большое значение имеет подготовка квалифицированных педагогических кадров. В педагогическом вузе преподается курс «Основы этнопедагогики», при изучении которого студенты узнают о целях и средствах воспитания у разных народов (сказки, пословицы, поговорки — как нравственный регулятор поведения; загадки — как средство умственного воспитания; танцы, песни — как фактор развития эстетических чувств; национальные игры — как средство развития физических качеств, а также разрабатывают сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов русского, татарского, чувашского и других народов.
К сожалению, следует констатировать, что в наши дни мы все чаще встречаемся с прямо противоположным поведением не только среди взрослых, но и среди детей. И внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на этих случаях безнравственного поведения их подопечных, замыкаясь лишь в рамках дидактического образовательного цикла.