Получи документы

Проблемно-игровые ситуации как средство математического развития детей 5–6 лет

Комарова Анастасия
Проблемно-игровые ситуации как средство математического развития детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Математика сопровождает нас всю жизнь и обладает уникальным развивающим эффектом.

Согласно Концепции математического образования в РФ, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Публикация «Проблемно-игровые ситуации как средство математического развития детей 5–6 лет» размещена в разделах

Проблема математического развития ненова. О важности математического развития уже на этапе дошкольного возраста говорили

Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.

На современном этапе дошкольного образования вопросам математического развития отводится одно из важных мест в ФГОС ДО.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и охарактеризовать теоретические основы математического развития дошкольников;

2) охарактеризовать средства математического развития дошкольников;

3) выявить специфику использования проблемно-игровых ситуаций, способствующих математическому развитию детей 5-6 лет;

4) выявить степень математического развития детей 5-6 лет.

5) апробировать разработанные мероприятия, направленные на математическое развитие детей 5-6 лет, в процессе использования проблемно-игровых ситуаций.

Исходя из цели и задач исследования, в процессе работы были использованы такие методы исследования, как изучение литературы, метод сравнения, обобщение педагогического опыта.

- проблемные ситуации математического содержания - это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.

А также мы выявили, что развитие элементарных математических представлений на этапе дошкольного детства возможно на основе игровой, познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Игры,в которых содержатся проблемно-игровые ситуации :

- математические игры («Геоконт», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «и др.);

-развивающие игры («Квадрат», «Чудо-крестики», «Фонарики. Эталоны формы», «Математические корзинки» и др.)

Напр. «Квадрат»

Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. «Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.

В ходе исследования мы наметили следующие направления работы педагога по математическому развитию детей 5-6 лет в процессе использования проблемно-игровых ситуаций :

1)педагогическая диагностика;

2)создание развивающей предметно-пространственной среды;

3)перспективное календарное планирование;

4)взаимодействие педагога с родителями.

С целью проведения педагогической диагностики уровня математического развития у детей 5-6 лет, было изучено методическое пособие авторов: Смоленцевой А. А., Суворовой О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».

Опираясь на вышеназванное методическое пособие, мы выбрали следующие методы.

1. «Исправь ошибки и назови следующий ход».

Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь.

По мере обнаружения ошибок ребёнку задаё тся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

2. «Кто не нарисован на картинке».

Ребенку предлагается логическая задача с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации : Кристофер Робин нарисовал своих друзей, Ослика Иа- Иа, Винни- Пуха и Пяточка, по-разному: веселыми – с глазками-щелочками, удивленными - с круглыми глазами, испуганными – с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов.) Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?»

3. «Войди в избушку».

На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6,9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра.

Педагог: «Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Проверь откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки».

4. «Какие дни пропущены».

Инструкция. Рассмотри этот календарь. Это четыре недели. Давай определим, чем занимаются дети в первый день недели, понедельник (музыкальное занятие). Во вторник – вторник (математика) и т. д. Посмотри на вторую неделю и скажи, какие дни пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри ее. Если это пятница (показать, то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли неделя изображена?

5. «Чей рюкзак тяжелее».

Инструкция. Рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в рюкзаках)

Для чего на рисунке весы? Чему равна по весу одна груша?

«Взвешивай» фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Определи самый тяжелый рюкзак, самый легкий (Можно пользоваться карандашом) .

С учетом проведенной диагностики, математическое развитие детей 5-6 лет должно носить комплексный характер. Для этого в работе использовались разные методы и приемы.

Опишем основные закономерности организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей математическому развитию детей 5-6 лет.

Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия. Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером. Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.

Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:

дидактические, развивающие и математические игры.

Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств :Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки. Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.

Также нами были выявлены основные аспекты взаимодействия педагога с родителями по вопросу математического развития детей 5-6 лет.

Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования математических представлений детей являются :

• доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений, которые можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома;

• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании,в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации,как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество,форма, размер,пространство,время);

• изготовление дидактических игр совместно с родителями;

• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;

• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• анкетирования, позволяющие:

-узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;

- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;

- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений о детей.

Также по итогам проведенной диагностики нами был составлен перспективный план познавательной деятельности в направлении математического развития посредством проблемно-игровых ситуаций детей старшей группы.

Например (месяц январь)-(с сентября по май)

2. «В гостях у друзей»

Цель: закрепить знания полученные ранее.

Задачи: закрепить понятие количества предметов с цифрой, обозначающей это количество; закрепить умение классифицировать блоки Дьенеша по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака; счет порядковый и количественный, соседей числа. Развивать логическое мышление (познание);развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (коммуникация).

На констатирующем этапе диагностики было выявлено следующее: у большинства детей умение выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать сформированы недостаточно. Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась.

Для математического развития детей 5-6 лет должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда; разработан комплекс игр с детьми и мероприятий с родителями по проблеме математического развития.

Таким образом, цель нашей работы -выявить особенности организации различных проблемно-игровых ситуаций, способствующих математическому развитию детей 5-6 лет. – достигнута.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые ситуации для самых маленьких детей до 4 лет по играм В. В. ВоскобовичаИгровые ситуации для самых маленьких детей до 4 лет по играм В. В. Воскобовича Игровые ситуации для младшего дошкольного возраста до 4 лет. "Дружные Гномики " Задачи: - Вовлечение детей в игровую ситуацию, развитие.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемно-игровые ситуации как средство математического развития детей 5–6 лет
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 19:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемно-игровые ситуации как средство математического развития детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Комарова Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД