Комарова Анастасия
Проблемно-игровые ситуации как средство математического развития детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Математика сопровождает нас всю жизнь и обладает уникальным развивающим эффектом.
Согласно Концепции математического образования в РФ, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Проблема математического развития ненова. О важности математического развития уже на этапе дошкольного возраста говорили
Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.
Темочки:
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
На современном этапе дошкольного образования вопросам математического развития отводится одно из важных мест в ФГОС ДО.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и охарактеризовать теоретические основы математического развития дошкольников;
2) охарактеризовать средства математического развития дошкольников;
3) выявить специфику использования проблемно-игровых ситуаций, способствующих математическому развитию детей 5-6 лет;
4) выявить степень математического развития детей 5-6 лет.
5) апробировать разработанные мероприятия, направленные на математическое развитие детей 5-6 лет, в процессе использования проблемно-игровых ситуаций.
Исходя из цели и задач исследования, в процессе работы были использованы такие методы исследования, как изучение литературы, метод сравнения, обобщение педагогического опыта.
- проблемные ситуации математического содержания - это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
А также мы выявили, что развитие элементарных математических представлений на этапе дошкольного детства возможно на основе игровой, познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Игры,в которых содержатся проблемно-игровые ситуации :
- математические игры («Геоконт», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «и др.);
-развивающие игры («Квадрат», «Чудо-крестики», «Фонарики. Эталоны формы», «Математические корзинки» и др.)
Напр. «Квадрат»
Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. «Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.
В ходе исследования мы наметили следующие направления работы педагога по математическому развитию детей 5-6 лет в процессе использования проблемно-игровых ситуаций :
1)педагогическая диагностика;
2)создание развивающей предметно-пространственной среды;
3)перспективное календарное планирование;
4)взаимодействие педагога с родителями.
С целью проведения педагогической диагностики уровня математического развития у детей 5-6 лет, было изучено методическое пособие авторов: Смоленцевой А. А., Суворовой О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».
Опираясь на вышеназванное методическое пособие, мы выбрали следующие методы.
1. «Исправь ошибки и назови следующий ход».
Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.
Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь.
По мере обнаружения ошибок ребёнку задаё тся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»
2. «Кто не нарисован на картинке».
Ребенку предлагается логическая задача с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации : Кристофер Робин нарисовал своих друзей, Ослика Иа- Иа, Винни- Пуха и Пяточка, по-разному: веселыми – с глазками-щелочками, удивленными - с круглыми глазами, испуганными – с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов.) Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?»
3. «Войди в избушку».
На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6,9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра.
Педагог: «Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Проверь откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки».
4. «Какие дни пропущены».
Инструкция. Рассмотри этот календарь. Это четыре недели. Давай определим, чем занимаются дети в первый день недели, понедельник (музыкальное занятие). Во вторник – вторник (математика) и т. д. Посмотри на вторую неделю и скажи, какие дни пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри ее. Если это пятница (показать, то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли неделя изображена?
5. «Чей рюкзак тяжелее».
Инструкция. Рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в рюкзаках)
Для чего на рисунке весы? Чему равна по весу одна груша?
«Взвешивай» фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Определи самый тяжелый рюкзак, самый легкий (Можно пользоваться карандашом) .
С учетом проведенной диагностики, математическое развитие детей 5-6 лет должно носить комплексный характер. Для этого в работе использовались разные методы и приемы.
Опишем основные закономерности организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей математическому развитию детей 5-6 лет.
Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия. Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером. Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.
Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:
дидактические, развивающие и математические игры.
Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств :Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки. Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.
Также нами были выявлены основные аспекты взаимодействия педагога с родителями по вопросу математического развития детей 5-6 лет.
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования математических представлений детей являются :
• доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений, которые можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома;
• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании,в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации,как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество,форма, размер,пространство,время);
• изготовление дидактических игр совместно с родителями;
• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;
• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• анкетирования, позволяющие:
-узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;
- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;
- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений о детей.
Также по итогам проведенной диагностики нами был составлен перспективный план познавательной деятельности в направлении математического развития посредством проблемно-игровых ситуаций детей старшей группы.
Например (месяц январь)-(с сентября по май)
2. «В гостях у друзей»
Цель: закрепить знания полученные ранее.
Задачи: закрепить понятие количества предметов с цифрой, обозначающей это количество; закрепить умение классифицировать блоки Дьенеша по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака; счет порядковый и количественный, соседей числа. Развивать логическое мышление (познание);развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (коммуникация).
На констатирующем этапе диагностики было выявлено следующее: у большинства детей умение выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать сформированы недостаточно. Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась.
Для математического развития детей 5-6 лет должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда; разработан комплекс игр с детьми и мероприятий с родителями по проблеме математического развития.
Таким образом, цель нашей работы -выявить особенности организации различных проблемно-игровых ситуаций, способствующих математическому развитию детей 5-6 лет. – достигнута.
Спасибо за внимание!