Лобанова Марина
Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Подготовила воспитатель: Осипова Л. Н.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Для того, чтобы дети впитывали лучше новые знания, необходимо, чтобы взрослые развивали воспитательную ценность и нравственные чувства.
Публикация «Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности» размещена в разделах
Важно сохранять и прививать частицы народной мудрости, народных традиций и обычаев. Передавать эти ценные знания детям.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, я замечаю, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленной задачи я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» В группе имеется настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с мордовскими народными сказками.
В группе был создан национальный уголок. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Дошкольники совместно с воспитателем создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.
Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется альбом «Мордовский народный костюм». Подобрана литература и иллюстрации о столице республике.
Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
На основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о мордовском крае, о коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:
- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.
Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия» ,«Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».
Беседуя с детьми о жителях Мордовии, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва.
Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т. д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордве.
В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».
На всех возрастных этапах, я в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактические игры представляют собой большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В старшей группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».
Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем, из чего сшита одежда», «Чудо - вещи вокруг нас».
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?»
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.