Ирина Ермолова
«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством народных игр». Отчет по самообразованию
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста.
Публикация «„Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством народных игр“, Отчет по самообразованию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Учитывая это, я отдала предпочтение народным играм. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.
Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Однако, обращаясь к истории, мы видим, что они вышли из народной педагогики.
В народных играх дети на собственном опыте убеждаются в необходимости по-честному, по-доброму ладить с товарищами. В них дети усваивают такие правила, как: «Играть честно, не обманывая товарищей», «Один за всех, все за одного», «Никому никогда не причиняй боли в игре», «Выдержка, стойкость, терпение».
В первой половине учебного года я разработала план по самообразованию на учебный год, начала работу по составлению картотеки народных подвижных игр и созданию атрибутов к играм, подготовила консультацию для родителей «Вспомним забытые игры» и папку передвижку «Народные подвижные игры». План работы включает материал интегрировано — это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно-обрядовые праздники, а также знакомство ребят с традиционными народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях. В реализацию плана включилась музыкальный руководитель. Она широко используют русские народные игры на занятиях, на праздниках и развлечениях. В своей работе я придаю большое значение обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Элементы предстоящей игры включаю в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток; также в тематические виды занятий или как часть занятия. Здесь я старалась раскрыть сюжетную народную игру, показывала иллюстрации, рассказывала о предметах, используемых в этих играх, национальных обычаях, знакомлю с текстом игры. Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники передают в условно-игровой форме. Условно-игровая форма организации русских игр особенно развивается в играх, отражающих отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Это игры «Стадо», «Пчелки и ласточка», «Волк и овцы» и другие. Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, используем зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки. Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек совершенствуют национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного и устойчивого отношения к родной стране. Здесь мы предлагаем игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность «Дедушка — рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараемся создать наилучший образ путем воображения — собирают ягоды, сеют лен, рубят дрова, вяжут метелки. Показываем картины, рассматриваем иллюстрации, песни, пляски, тем самым расширяя интерес к народной традиции, культуре. Разучиваем народные игры и хороводы. Это игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень», «Ехал Ваня на коне», «Пахарь», «Я посеяла ленку» (игра жителей Белогорья) и другие. Эти игры уникальны тем, что способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают его личностные качества, ведут к импровизации.
Работая над проблемой приобщения дошкольников к русским народным традициям мы достигли больших результатов в воспитании и развитии детей средствами русских народных игр.
Так же в перспективе продолжить работу с детьми младшего возраста.