Шалгинова Валентина
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Пояснительная записка
Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе» размещена в разделах
Цель: Формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Задачи:
• Прививать интерес к положительным героям произведений
• Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
• Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
• Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
• Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
• Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;
Ожидаемые результаты:
-Сформируются эмоциональные переживания, умение драматизировать, актерское мастерство.
-Сформируется мышление и память, связная речь.
-Сформируются бережное отношение к книгам, к природе и ко всему живому.
Перспективный план работы
Сроки Форма работы
Сентябрь Изучение методической литературы. Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию.
Октябрь Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра.»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».Заучивание стихотворений. Беседа по содержанию.
Ноябрь Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Беседа по содержанию, драматизация, краткий пересказ. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского. Беседа по содержанию.
Декабрь Фольклор народов мира «Ой ты заюшка-пострел.»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой. Беседа по содержанию.
Январь Фольклор народов мира «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера. Беседа по содержанию.
Февраль Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки», «Кто как кричит». В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок». Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Март Поэзия. А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Апрель Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Май Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.
Работа с семьёй:
- Консультация «Насколько важно читать ребёнку»
- Информация в уголке для любознательных родителей.
- Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
- Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.
Список использованной литературы:
1. Гурович Л. М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» - Спб: «Акцидент», 2010
2. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей» - М: «Педагогика», 2012
3. Ушакова О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений» - М: ТЦ «Сфера», 2012
4. - Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» (3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012
6. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. «Развиваем связную речь. Методические рекомендации» - М: ТЦ «Сфера», 2012