Лариса Корнева
Приобщение детей к музейной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
"Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре"
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые, в конечном счете, и обеспечат успешность этой работы. Перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации любой профессиональной деятельности, составляет профессиограмму, т. е. своего рода паспорт специалиста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ О. А. Абдулиной, А. В. Бакушинского, Г. Г. Григорьевой и др. была составлена профессиограмма специалиста по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений: общепедагогические, научно-методические и специальные. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия детского сада и музея.
Публикация «Приобщение детей к музейной культуре» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
1. Блок общепедагогических знаний и умений.
Знания:
а)-задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;
б)-основ музейной педагогики;
в)-особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;
г)-особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка-дошкольника.
Умения
а)-создавать условия для мотивации интереса к музейной культуре;
б)-выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;
в)-предвидеть трудности предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;
г)-координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея.
2. Блок научно-методических знаний и умений.
Знания:
а)-классификация музеев и особенности из работы;
б)-принципов отбора музейных экспозиций и экспонатов, доступных для восприятия детьми в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;
в)-методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста
Умения:
а)-намечать близкие и дальние цели развития интереса у детей к музейной культуре;
б)-отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;
в)-организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическуюработу с дошкольниками.
3. Блок специальных знаний и умений.
Знания:
а)-особенносте экспозиционной работы;
б)-особенностей организации музейных экскурсий и других форм работыыы с детьми дошкольного возраста;
в)-этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре.
Умения:
а)-формировать как передвижные, так и стационарные
композиции в дошкольных образовательных учреждениях;
б)-проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;
в)-отбирать, разрабатывать и использвать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре.
Педагог, начинающий музейную работу с детьми должен знать, что современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
Выделяют три типа музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.
Виды музеев.
Отраслевые
Исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно-научные
Комплексные
Краеведческие
Мемориальные
Музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музе.
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться по :
1)месту проведения;
2)характеру содержания;
3)целевому назначению;
4)составу экскурсионной группы.
Ученые-исследователи выделяют этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:
1)определение темы и содержания экскурсии:
2)составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения;
3)целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия;
Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия. Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как наглядные источники знаний. В ходе занятия педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации, эскизы вещественных источников для последующего творческого их воссоздания и т. п. В рамках такого занятия могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады.
В нашем детском саду «Солнышко» работа по приощению детей к музейной культуре началась с документального оформления. Был написан приказ о создании этнографического музея «Русская изба», разработано положение о работе этого музея, назначены ответственные лица. Под руководством методиста был разработан план проведения экскурсий в музее, при этом подразумевалось, что экскурсии в музее будет проводить не только руководитель изостудии, но и воспитатели, музыканты, даже физкультурный работник (в зависимости от содержания). Все экспонаты музея были пронумерованы и записаны в инвентарную книгу, но для того, чтобы эта книга не стала просто скучным формальным документом, в нее заносится не только название экспоната и его инвентарный номер, но и краткая история (кому принадлежал, откуда родом и т. п.). Я провела устный опрос детей и выяснила, что наши воспитанники имеют очень туманное представление о понятии «музей», большинство детей никогда не было в музее. Были также опрошены и родители, для того, чтобы выяснить, есть ли у кого-либо из родителей какая-нибудь интересная коллекция. Выяснилось, что коллекции такие имеются и предоставить их для временной экспозиции родители были согласны. С учетом всего этого и была построена работа по приобщению детей к музейной культуре.