Набира Арсланова
Приобщение детей к истокам национальной культуры посредством музыки
▼ Скачать +Заказ
Современная жизнь стремительно меняется меняются нравы, взаимоотношения между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности, нравственности и культуры подрастающего поколения.
Самый ответственный период в жизни любого человека – это дошкольный возраст. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Родная национальная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души ребенка, началом пробуждающей личность.
Публикация «Приобщение детей к истокам национальной культуры посредством музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Знакомство детей с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам, родному краю, знакомство с национальными традициями, обрядами, народными играми своей малой Родины – это одна из основных составляющих дошкольного образования. Культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. С малых лет необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит нам.
Актуальность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Музыкальное воспитание дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется через различные виды народного творчества это и фольклор, национальная музыка, танцы, песни, подвижные народные игры. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям.
Цели:
• Воспитание детей в традициях народной культуры;
• Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
• Формировать целостное восприятие народной культуры.
Задачи:
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
• Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Предварительная работа:
• Разучивание национальных народных хороводов, песен;
• Разучивание с детьми элементов народного танца и хороводных перестроений;
• Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, национальными народными костюмами; (башкирскими, русскими,чувашскими и. т. д.)
• Проведение календарных и фольклорных праздников: «Встреча осени», «Праздник урожая», «Сабантуй», «Масленица» «Посиделки» и другие.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Сабантуй» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.