Алевтина Смирнова
Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок «Моя поликультурная Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамента образования администрации городского округа Самара
Октябрьского района.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 160" Городского округа Самара
«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ»
на тему:
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок
Моя поликультурная Россия»
В старшей группе
время обучения: 27.01.
– 07.02.2020г.
Выполнила Смирнова
Алевтина Леонтьевна,
Публикация «Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок „Моя поликультурная Россия“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Воспитатель
МБДОУ№160
Октябрьский р-н
Самара 2020г.
Проект «Приобщение детей к художественной литературе
через чтение сказок. Знакомство с культурой народов России»
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.
Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Цель проекта: Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Приобщение детей к литературе своей многонациональной страны, сказкам народов Севера, рассказам и повестям писателей, путешественников о своей стране. Развитие творческих способностей и познавательной активности детей.
Задачи:
1. Развивать интерес детей к культуре, сказкам народов Севера.
Расширять кругозор детей, обогащать знания о культуре России, ее истории и современной жизни народов, населяющих ее территорию.
2. Развивать эстетическое восприятие, познакомить с бытом, традициями народов Севера.
3. Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений.
4. Формировать у детей нравственные чувства – таких как патриотизм, через организацию специально разработанную проектную деятельность. и тем самым обеспечить тесную связь интеллектуального развития с нравственным, воспитанием в духе патриотизма.
6. Развивать у детей умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, умение мыслить словами;
7. Развивать мышление, память, воображение, художественный вкус, отзывчивость и сопереживание.
8. Учить пользоваться интерактивным оборудованием;
9. Воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к книгам.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Понедельник
1. Опрос детей по темам «Моя книга о животных Севера» и
«Мой любимый сказочный герой в сказках народов Севера»
2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
3. Выступление воспитанников группы на совместном чтении сказок в библиотеке целью привлечь воспитанников группы к проекту.
4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игр «Подвижные игры народов Севера».
Вторник
1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»
2. Компьютерная презентация «Быт и литературные герои народов Севера»
3. Инсценировка сказки «Айога»
Чтение сказок : народов Севера
Чтение литературных произведений Г. Я. Снегирева
Среда
1. Создание панорамы «Мир животных Севера»
Совместно детей и родителей.
2. Литературная гостиная «Творчество Геннадия Снегирева»
3. Мастер-класс по созданию объемных моделей животных Севера. Тюлень, белый медведь, морж, сова полярная, заяц.
Чтение сказок : народов Севера
Четверг
1. Знакомство с творчеством писателя Геннадия Снегирева–
«Мир героев Севера в произведениях Г. Снегирева»
«Песцовая земля», «Охотничьи истории», Медвежата с Камчатки».
2. Компьютерная презентация «Антарктида и ее обитатели в книгах Г. Снегирева»
3Чтение книг : «Про пингвинов»,
Просмотр мультфильма «Умка»
Пятница
1. Литературная гостиная «Викторина по сказкам наров севера»
2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»
3. Мастер-класс по метанию лассо с макетом оленя на прогулке с детьми.
Чтение книг об экспедициях к берегам Антарктиды.
Понедельник
1. Компьютерная презентация «Пингвины Антарктиды»
2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»
3. Инсценировка сказки «Айога»
4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»
Чтение сказок народов Севера : «Песец и заяц», «Почему рыбы живут в воде», «Гордый олень», «Девочка-Лебедь», «Ворон - Кутка»
Вторник
1. Литературная гостиная «Мореплаватели России :
Георгий Седов., Фаддей Беллинсгаузен
2. Знакомство с картой. Северный и Южный полюсы планеты.
3. Экспедиция Г. Седова к Северному полюсу Земли.
Рассказ воспитателя.
4. Конкурс рисунков на тему «Отважные мореплаватели»
Среда
1. Литературная гостиная «Экспедиция русского флота к берегам Антарктиды»
2. Фаддей Беллинсгаузен - Первооткрыватель шестого континента.
3. Просмотр научного фильма о животных Антарктиды.
4. Изготовление плакатов на тему: «Защитим мир китов»
Четверг
1. Награждение победителей конкурса рисунков «Моя поликультурная Россия»
2. Презентация проекта для родителей
3. Награждение участников проекта родителей и детей.
Реализация проекта позволила достичь определенных результатов: у детей сформирована устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов принадлежит детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
Педагог подбирает задания детям по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации своих впечатлений и умозаключений (рисунки, изготовление костюмов для драматизаций, макетов).
Дети учатся самостоятельно анализировать содержание сказок, художественного текста, делать выводы.
Составлять развернутый рассказ об увиденном.
Педагог задает детям вопросы, стимулирующие развитие логического мышления, способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
Проектная деятельность позволят объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают вид деятельности, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких творческих проектов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.
Методика реализации проекта позволяет раскрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.