жанна мамонова
Приобщаем детей к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщаем детей к истокам русской культуры»
Мамонова Ж. В., воспитатель
МБДОУ д/с №56, г. Белгород
Мельникова О. А., воспитатель
МБДОУ д/с №56, г. Белгород
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры». (Д. С. Лихачев)
Публикация «Приобщаем детей к истокам русской культуры» размещена в разделах
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции. В них сочетаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
История Руси полна драматизма, частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры, поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.
Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячу ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Памятники русской национальной культуры являются достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими годиться. Еще А. С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».
Сейчас с возвращением к нам национальной памяти все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники. Какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. Археологические исследования, случайные находки, кропотливая работа реставраторов и искусствоведов помогают представить жизнь наших предков во всем многообразии. К счастью, сохранились и многие памятники архитектуры, а ведь «Архитектура – эта та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат песни и предания» (Н. В. Гоголь). Недаром памятники зодчества называют «каменными страницами истории». Мы же по праву можем добавить «и деревянными», т. к. испокон веков основным строительным материалом на Руси было дерево. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных сквозь сито веков. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Как можно решить эту проблему?
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещением разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций. Кроме того, в разговорной речи нужно употреблять старославянские слова и изречения, использовать потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях.
Для того чтобы приобщить детей к истокам русской народной культуры, необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим качествам. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.