Анагуричи Розалия Андреевна
Принципы этнопедагогики в творческой деятельности как средство самовоспитания и самоуправления
Принципы этнопедагогики в творческой деятельности как средство самовоспитания и самоуправления
К основным принципам этнопедагогики относятся :
- принцип культуросообразности, согласно которому образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общелочеловеческих и этнических (национальных) культурных ценностей в их взаимосвязи;
Публикация «Принципы этнопедагогики в творческой деятельности как средство самовоспитания и самоуправления» размещена в разделах
- принцип интегративности, требующий построения этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющей многообразные связи с основными курсами педагогики и практической педагогической деятельностью;
- принцип практико-ориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач средствами этнопедагогики; учет актуальных образовательных потребностей тех, кто включен в процесс освоения содержания данного курса, и формирование у них практических умений целесообразного использования методов этнопедагогики;
- принцип субъективности, согласно которому содержание курса максимально содействует развитию у воспитанников субъективной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнического состава детей.
Взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность выделенных принципов придают этнопедагогической культуре воспитания народа системный характер.
В процессе изучения этнопедагогики ставятся определенные цели и задачи. Зная их, можно глубже вникнуть в суть этой науки. Цель этнопедагогики заключается в привитии подрастающему поколению системы ценностей, гражданского сознания, основные принципы которого были выработаны за время существования нашего народа. Применение в образовательном процессе традиций разных народов, населяющих нашу страну, является приоритетом. Творческое вдохновение может применяться в различных сферах деятельности. Этнопедагогика развивает способности детей, стимулирует их самовыражение и таланты.
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение.
Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых). Особое место в использовании народных традиций и трудовом воспитании занимает освоение воспитанниками народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Оно происходит на разных уровнях – от ознакомления до творчества.
Творческая созидательная деятельность приобщает детей к своей истории и произведениям народного творчества – музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость и другие формы народного творчества. Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал воспитанников, является внеурочная деятельность учащихся.
Клуб как специфическое объединение воспитанников дает возможность оптимизировать познавательно-творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клубная работа позволяет педагогам последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребенка, управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с большим потоком информации. Поэтому в моей клубной деятельности были разработаны такие мероприятия, которые охватывают историю нашего края. Например, беседа: «Ямал – мой родной рай», «Животный мир Ямала»; показ иллюстраций с изображением Ямала (города, гербы, села, реки, тундра, традиции, животные и т. д.) и фото воспитанников «Моя малая Родина»; творческие и развивающие игры : «Придумай герб», «Ныда через 50 лет»; игры народов Ямала: «Я – оленевод», «Самый ловкий и сильный»; художественная деятельность : «Моя семья», «Тундра», «Профессия – оленевод» и т. д.
Система занятий по программе «Истоки» позволяет решать следующие задачи: познавательные (анализ, сравнение, обобщение, развивающие (образное мышление, индивидуально-творческие способности, внимание, память) и воспитывающие (интерес к предметам и процессу познания, коммуникативные умения, работа в коллективе, уважению). Эффективность занятий в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, которые воспитатель использует в своей работе.
Ожидаемые результаты: Активная жизненная позиция воспитанника, уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим, приобщение к нравственным, духовным ценностям, проявление заботы к младшим, приобщение к нравственным, духовным ценностям, проявление творческой инициативы, уровень социальной активности, познавательной мотивации и личностный рост воспитанников.
Именно поэтому сердцевиной этнопедагогики является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, воспитатель сможет лучше понять своих воспитанников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных. В своем историческом развитии народы создали свою высокую педагогическую культуру. Основной воспитательной силой была семья, родители, близкие, окружающая среда. С детства ребенок впитывал правила, обычаи, знания о мире. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др. И чем глубже и теснее будет преемственность поколений, тем лучше будет воспитание молодых.
Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании.
Список литературы:- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред., и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
- Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1990.
- Народная мудрость: Энциклопедия. – М., 1995.