Кашапова Алсу Зуфаровна
Применение здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в ДОУ
«Применение здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в ДОУ»
Актуальность. Восточная мудрость гласит: «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам»
И наша задача, задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Задача важная и вместе с тем сложная.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих технологий :
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии которые я использую в работе:
1. Утренняя гимнастика;
2. Физкультурные занятия;
3. Психогимнастика;
4. Стретчинг;
6. Упражнения с предметами;
7. Массажные упражнения;
8. Подвижные игры;
9. Дыхательные упражнения;
10. Спортивные праздники и развлечения;
11. Игры малой подвижности, релаксация;
12. Закаливание
Остановлюсь на некоторых из них по подробнее.
Для формирования, сохранения и укрепления представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика сопровождается музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Разнообразие форм проведения утренней гимнастики которых я использую в своей работе (традиционные, с предметами и в сюжетной форме) способствуют формированию интереса детей к ней.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В которых использую разнообразные здоровьесберегающие технологии.
1. Психогимнастика. Здесь дети проявляют себя и общаются без помощи слов:
(мимика, с помощью жестов).
2. Стретчинг. В игровом стретчинге использую творческую деятельность, при которой дети находятся в мире образов - "котята", "зайчики", " велосипед", " тянемся к солнышку" и т. д.
3. Занятия на тренажерах. Огромное удовольствие и интерес вызывают у детей упражнения на тренажерах. Правильное выполнение упражнений на тренажерах, способствует формированию правильной осанки, развивает многочисленные мышечные группы.
4. Упражнения с предметами. Хорошие помощники в укреплении мышц спины, формирования правильной осанки. Помогают снятию внутренних зажимов, позволяют эмоционально раскрепоститься, быть более открытыми. В упражнениях с мячами, с обручами дети учатся соблюдать координацию движений рук, ног, следят за осанкой, добиваюсь не просто освоения движений, а качественного выразительного его исполнения.
5. Мягкие модули. Использование конструкций из мягких модулей позволяет достигнуть наилучших результатов: координация движений, ориентировка в пространстве, сила и гибкость, формируются основы здорового образа жизни.
6. Массажные упражнения. Для профилактики плоскостопия, снятия усталости, улучшения общего самочувствия использую: массажеры, шишки, массажные коврики, гимнастические палки, платочки.
7. Подвижные игры. Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребёнка умение управлять своим телом, эмоциями. Радость, веселье – это обязательное условие игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл.
8. Дыхательные упражнения. Важное место, на занятиях по физическому воспитанию, занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. С помощью дыхания можно расслаблять, восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
9. Игры малой подвижности, релаксация. В конце занятия чередую использование игр малой подвижности, релаксации. На помощь здесь приходит музыка (музыкотерапия, шумы природы, голос взрослого и др.)
10. Закаливание. Для этих целей мной была разработана и сконструирована «Тропа здоровья». Тропа представляет собой ячейки с различной поверхностью: трава, песок, камни, шишки, бутылки, жесткая искусственная трава, и конечно же вода.
11. Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными в работе по оздоровлению постоянно чередуется учебная деятельность с активным отдыхом. Физкультурные праздники, дни здоровья, досуги являются важным компонентом в создании инновационных здоровьесберегающих технологий. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитанию у ребят такие важные черты характера как дисциплинированность, дружбу, ответственность.
12. Но ни одна, даже самая лучшая программа и методика физкультурно- оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, тематические выставки, проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты.
Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно - оздоровительных, лечебно- профилактических мероприятий позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма.