Овсянникова Инна
Применение современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в школе при исправительном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. За время работы в школе при исправительном учреждении мною накоплен опыт воспитательной работы по использованию современных здоровьесберегающих технологий. В этой статье я делюсь опытом работы по использованию современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Решению этой задачи способствует включение учащегося в специально организованный процесс на формирование здорового образа жизни и участие его в различных формах воспитательной работы.
Публикация «Применение современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в школе при исправительном учреждении» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, условия реализации принципов здоровьесберегающей технологии.
Работая учителем истории и обществознания в уголовно-исполнительной системе, мною был накоплен значительный положительный опыт в воспитательной работе с учениками. Наши ученики непростые, все они отбывают наказание в исправительном учреждении за различные виды преступлений. Воспитательная работа очень важна для моих учеников и нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании. С учетом текущего момента особое внимание следует обратить на такое направление воспитательной работы как здоровьесберегающее воспитание учащихся. Сохранение и поддержание физического и психического здоровья учащихся, формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни. Необходимость здоровьесберегающего воспитания учеников не вызывает сомнений. Это процесс повышения санитарно-гигиенической культуры учащихся школы, формирования у них санитарно-гигиенических убеждений, умений и навыков, профилактика вредных привычек, ведение здорового образа жизни.
Важнейшим направлением деятельности школы является формирование основ здорового образа жизни : разумное сочетание труда и отдыха, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима, культура общения, физкультурно-оздоровительная работа, борьба с вредными привычками и др.
Основными задачами здоровьесберегающего воспитания осужденных являются:
а) сообщение осужденным знаний о человеческом организме, нормах, правилах и санитарно-гигиенических мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, обеспечение долголетия;
б) формирование убеждений о вреде алкоголя, наркотиков и табакокурения;
в) воспитание потребности в здоровом образе жизни, занятием физкультурой и спортом;
Решение названных задач осложняется тем, что в условиях развития УИС в исправительных учреждениях концентрируются лица, неблагополучные не только по высокому уровню педагогической запущенности, но и по состоянию здоровья.
В процессе просвещения и практической реализации здоровьесберегающих знаний применяются массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы: лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, встречи с медицинскими работниками, устные журналы и др. Выбор формы обусловлен особенностями субъекта воспитательного воздействия, временем года, возникшими или возможными эпидемиями. Следует отметить, что содержание всех мероприятий не только знакомит осужденных с сущностью заболеваний, но и дает практические рекомендации, как их можно избежать. При этом важно создать уверенность, что болезнь можно предупредить.
Большой популярностью, как следует из анализа практики, пользуются циклы бесед и лекций во внеурочное время. Классные часы по вопросам гигиены и санитарии, о вреде алкоголя и наркотиков. Широкое распространение получают такие формы здоровьесберегающего воспитания учеников, как школы здоровья, дни здоровья. Нашли признание у учеников «Доски вопросов и ответов» на медицинские темы, «Уголки здоровья». Это как бы «заочная консультация», позволяющая оперативно и грамотно разъяснять те вопросы, которые их волнуют в области медицины, санитарии, гигиены. Оформляются и систематически обновляются выставки. Кроме фотографий и плакатов, на этих выставках помещаются лозунги, стенгазеты, бюллетени, книги по санитарно-гигиенической тематике.
Одним из основных и эффективных методов здоровьесберегающего воспитания учащихся является убеждение - самый распространенный и доступный метод, позволяющий отбирать интересный специальный материал, учитывать особенности отдельных групп и коллективов осужденных, период года, конкретные ситуации. Метод убеждения тесно переплетается с методом приучения. Тренаж (приучение, упражнение) обязателен для некоторой части учащихся в приобретении таких необходимых умений и навыков, как соблюдение опрятного внешнего вида, чистоты тела, спального и рабочего мест, занятие физкультурой.
В школе создаются необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объ му учебной и внеучебной нагрузки. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.
С целью улучшения и укрепления здоровья учащихся школы, созданию мотивации для ведения здорового образа жизни проводятся следующие мероприятия: беседы, выступления на внеклассных мероприятиях, лекции в отрядах, доклады, дискуссии, семинары, тренинги, викторины, виртуальные экскурсии, проведение тематических классных часов по следующим темам: «Как сохранить здоровье в условиях исправительной колонии», «Профилактика простудных заболеваний», «О полезных и вредных привычках», «Рациональное питание», «Негативные последствия употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения», «Профилактика инфаркта и инсульта», «Болезни, передающиеся половым путем», «Болезни неправильного питания. Экстренная помощь», «10 важных правил для желающих не заболеть гриппом», «Поведение в период пандемии».
Применяется метод создания презентаций, видеоуроков, бесед и часов общения с использованием ИКТ, которые ориентированы на самостоятельность, творческую активность учащихся. Ежегодно проводятся конкурсы презентаций на тему «Пирсинг и тату. Красиво или опасно?» Актуальной на данный момент считается тема здорового питания, воспитание культуры питания, получение широкой информации об употребляемых в современном обществе продуктах. В течение года проводятся часы общения с использованием видеофильмов на темы «Влияние энергетических напитков на организм», «Эти «безобидные» курительные смеси». Большое значение придаётся духовному здоровью учащихся. Тема сквернословия обсуждалась на защите долгосрочного проекта: «Сквернословие и здоровье человека».
Целесообразно использовать свободное время в борьбе с отрицательными привычками, азартными играми и другими пороками, например : изучение научно-популярных книг и чтение художественной литературы по гигиене.
В опыте учителей нашей школы положительно зарекомендовали себя такие формы воспитательной работы, как: занятия в кружках, факультативах, предметных неделях,
В своей работе стараюсь, чтобы ученики сами подходили к осознанному решению - следовать здоровому образу жизни. В этом деле главное не перестараться, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ, формированию у осужденных активной позиции по отношению к собственному здоровью, пониманию того, что здоровье – величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Здоровьесберегающие технологии являются одним из приоритетных направлений в образовательной и воспитательной системе школы и моей воспитательной работы с учениками. Участие осужденных в соответствующих мероприятиях дает им возможность приобрести знания в данной области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения, настраивает их на неравнодушное отношение к проблемам, касающимся здоровья, расширяет кругозор, способствует пересмотру своих поступков, разрешению собственных проблем.
Тщательно продумываю, каким должно быть воспитательное воздействие для моих учеников, чтобы оно способствовало социальной реабилитации; моделирую ситуации успеха для каждого учащегося, помогаю им осознать свои положительные ресурсы. Создавая ситуации успеха и нацеливая на поэтапное преодоление трудностей, у учащихся формируется более высокий уровень жизненных притязаний, что в конечном итоге способствует психологической коррекции личностных качеств, и в конечном итоге – социальной реабилитации.
Список литературы
1. Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л. П. Антипова //Начальная школа. -2017.-№8.-С. 106-108
2. Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и мониторинг. - 2018.-№3.-С. 15-19
3. Тюгаева Н. А. Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных в исправительных учреждениях // Человек : преступление и наказание. 2015. № С. 143-146.
4. Топольник Е. И. Мудрость и опыт, помноженные на энергию молодости // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 12. С. 28-31.
5. Тюгаева Н. А. Физическое воспитание осужденных различных категорий как составляющая их исправления // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : тез. выступлений и докладов участников : в 8 т. Рязань, 2015. Т. 2. С. 217-220.